Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование коммуникативных умений у обучающихся с ОВЗ

Екатеринчева Ольга Анатольевна
Формирование коммуникативных умений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения - легкая умственная отсталость) Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения характерно системное недоразвитие речи. Работа по развитию речи реализуется не только на уроках, но и на специально организованных занятиях логопеда, психолога, а также в процессе различных игр, совместной деятельности с одноклассниками, в бытовых ситуациях. Исследованиями ученых установлено, что недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Так как развитие речевой моторики, также как и общей, замедлено, запаздывает развитие артикуляционных движений. Страдают все стороны речи - фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая. У детей с интеллектуальными нарушениями широко распространены фонетические нарушения (от 65 до 85%) по причинам общего познавательного недоразвития, недоразвития речевой моторики (параличи, парезы, гиперкинезы) и фонематического восприятия (неразличение фонем), аномалий артикуляционного аппарата (нёба, губ, зубов). Активный словарь гораздо беднее пассивного; речь обучающихся младшего возраста состоит в основном из существительных и обиходных глаголов; прилагательные, наречия, союзы встречаются редко. Это связано с трудностями различения самих предметов. Медленно усваиваются закономерности языка, речевые обобщения. Наблюдаются различные расстройства письма, трудности овладения техникой чтения. Снижена потребность в речевом общении. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Среди детей с интеллектуальными нарушениями встречаются дети как с очень низким, так и с более высоким уровнем развития речи. Но, безусловно, речь детей с интеллектуальными нарушениями отличается от речи нормально развивающихся обучающихся. Обучающаяся с ограниченными возможностями здоровья, с которой я работаю, относится к категории обучающихся с интеллектуальными нарушениями - легкой умственной отсталостью. Она хорошо понимает речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей, имеет значительный пассивный словарный запас. Речь медленная, невнятная. Обучающаяся затрудняется в составлении предложений, восстановлении в них нарушенного порядка слов даже с ориентацией на серию сюжетных картинок; деление текста на предложения, пересказе содержания прочитанного текста по вопросам. По развитию речи, развитию коммуникативных навыков обучающейся с ОВЗ поставлены следующие задачи: 1. Стимулировать активность в процессе общения. 2. Развивать понимание речи, языковых средств и невербальных средств коммуникации. Формировать диалогическую речь. 3. Формировать умение участвовать в речевой ситуации. 4. Учиться сотрудничать в процессе работы, устанавливать контакты со сверстниками, с педагогом. 5. Учиться разрешать проблемные ситуации, контролировать свою речь. 6. Формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта. 7. Развивать способности применять полученные знания для решения аналогичных задач. 8. Формировать положительное отношение ребенка к занятиям; устойчивую мотивацию к выполнению заданий и развитию целенаправленных действий. 9. Развивать умение вести себя правильно в общественных местах. Продолжая работать над динамикой учебных достижений и развитием жизненных компетенций, развитием коммуникативных умений обучающейся, продолжаем закреплять достижения предыдущие: 1. закреплять адекватные реакции и действия на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.); 2. закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность; 3. выполнять простые поручения по словесной инструкции; 4. называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов; 5. называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы; 6. называть простейшие действия с предметами; 7. сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: словами, простой фразой; 8. внятно выражать свои просьбы и желания. Продолжаем развивать пальцевую моторику, подвижность артикуляционного аппарата; умение использовать доступные знаковые системы ( речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.; осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу; участвовать в беседе, специально организованной педагогом; умение рассказывать наизусть короткие стихотворения, сказки, рассказы участвовать в коротких инсценировках; строить простейшие фразы по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога. Эти непростые для ребенка с интеллектуальными нарушениями задачи по формированию коммуникативной компетентности решаются в ежедневной работе на уроках и во внеурочное время (общении на переменах, внеклассных мероприятиях, занятиях с логопедом и т.д.). При этом используются различные способы, алгоритмы работы над темой речевой ситуации: В работе над развитием коммуникативных умений учитывается способность обучающейся инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми, способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками, способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации. Темы речевых ситуаций формулируются различные, например: «Я - дома» (общение с близкими людьми), «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе), «Я в магазине» (покупка), «Я в транспорте» (поездка в транспорте), «Я в мире природы» (общение с животными). Повторяются различные формулы приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник): формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания», жесты приветствия и прощания, приемы практического использования силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях, использование мимики и жестов в общении, этикетные правила приветствия - замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Обучающаяся участвует в диалогах на темы, близкие личному опыту, используя соответствующие этикетные слова и выражения, правильно выполняет речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), активно развивает жизненно необходимые навыки. При взаимодействии педагогов и родителей в процессе специально-организованного обучения положительные результаты коррекционной работы с обучающейся с ограниченными возможностями здоровья закрепляются. Литература: 1.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство.- СПб.: Речь, 2003.-512с. 2.Яковлева Н.Н.Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью: монографияю-СПб.:СПбАППО,2009.-128с. 3.Специальная педагогика: в 3т.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Н.М.Назаровой.-Т.3: Педагогические системы специального образования.-М.:Издательский центр «Академия», 2008.-400с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»