Использование передового опыта учителей на уроках в начальной школе
Курсова Елена Алексеевна,
учитель ГОУ №620
Я работаю в школе «Росток» с 1998 года. В этом году я взяла первый класс. С первых уроков я поняла, что дети психологически не готовы к школе (плохо развиты память, внимание, логическое мышление, много логопедических проблем). Посоветовавшись с психологом, логопедом и проведя анализ по подготовленности детей к школе, я стала включать в уроки упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления.
Мы вместе «дрессировали муху» - это задание очень нравилось детям : они должны были с первого раза услышать мои команды и четко выполнить задание. Например: 2 клетки вправо. 1 клетку вниз … . В конце такой работы у ребят получалась интересная картинка. Спустя некоторое время, я почувствовала, что после таких видов работ дети стали внимательнее меня слушать и точнее выполнять задания на всех уроках.
Для развития внимания давала задания, требующие сосредоточенности : возьмите большую красную фигуру, но не квадрат ( при работе с наборным полотном на уроках математики).
Для развития памяти в урок постоянно включала задания типа :
1. Запомни (зрительно – 1 минута) 8 цифр и напиши их
2. Запомни (зрительно – 1 минута) 8 слов и запиши их
3. На уроках обучения грамоте показывала детям картинку и убирала ее; затем задавала вопросы по этой картинке. Например : какого цвета мячик у мишки, что в лапах у зайчика и т. д. Детям такие задания очень нравились.
4. Перед детьми игрушки – меняла местами одну из них или совсем убирала другую и спрашивала, что изменилось в данной обстановке. На всех уроках при выполнении заданий включала в действие все в иды памяти. Например : детям задавался вопрос , а они показывали ответ карточкой и обязательно хором вслух называли результат.
5. Для того, чтобы дети лучше себе представляли какой – либо предмет – часто использовала рисование в воздухе : например : прежде чем построить из геометрических фигур корабль - мы рисовали в воздухе нос, корму, палубу корабля.
Для развития мелкой моторики – занимались штриховкой. Я использовала методику московской учительницы Е.Н. Потаповой. В 1986 году я ездила в командировку для знакомства с опытом работы этой учительницы. На протяжении всего 1-го класса мы с помощью специальных линеек и лекал строили целые композиции, затем заштриховывали их. Перед детьми ставились определенные правила работы –правила штриховки.
Правила штриховки:
1.Нельзя вылезать за границы предмета
2. Штриховать под определенным наклоном, в определенном направлении и на одинаковом расстоянии друг от друга.
При рисовании дети проявляли свою фантазию. Например, при прохождении букв « К, к», мы знакомились с различными машинами. Тема урока : «От кареты до ракеты». Дети получали задание : построить из геометрических фигур карету, на которой ехал «Кот в сапогах» со своим хозяином. После построения и штриховки дети составляли рассказ по своей картинке. Рассказы получались яркими и эмоциональными. На каждом таком уроке развивалась речь учащихся.
Уроки чтения и письма были неразрывно связаны друг с другом . На уроке чтения - штриховали карету , а на уроке письма мы на этой карете ехали ко дворцу ( писали в воздухе буквы «К, к» ) .
Дидактическая игра является одним из средств развития интереса к учебному предмету . Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивен. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где самим приходится принимать решение. Игра ставит учащихся в условие поиска, что побуждает интерес, стремление быстро выполнить задание, соблюдая условие игры.
В коллективных играх формируются нравственные качества ребенка : учащиеся учатся слушать мнение других людей, не перебивать их и отстаивать свою точку зрения. Коллективные средства обучения – КСО (работа в парах, четверках) использую на всех уроках, они помогают включить в работу каждого ученика, «превратить» знания и умения в навык. С этой методикой я познакомилась при посещении семинаров и открытых уроков методиста Ветровой. Игра «Бегунки» - работа в сменных парах помогает в игровой форме закрепить полученные знания. Использую работу в постоянных парах – например : математическое лото или карточки с пропущенными буквами. Играя в лото , перед детьми будет появляться картинка. В 3-м классе использую работу в четверках. В маленьких группах дети составляют простые задачи, предложения, рассказы. В четверках дети учатся слушать друг друга, не перебивая, считаться с мнением своих товарищей.
В 1-м классе учащиеся с трудом запоминали стихи, правила, поэтому я использовала методику С. Н. Лысенковой. На ее уроках я побывала лично и поняла, что учитель дает новый материал с перспективой. Это помогает освоить сложный материал, так как на каждую трудную тему получается больше учебных часов. Очень интересны у нее опорные схемы : они кратки и понятные детям. Опираясь на них, учащиеся без труда формулируют трудные орфографические и математические правила. Для предупреждения, а не исправления ошибок , использую комментированное письмо. Например, в период обучения грамоте, чтобы избежать пропуск и замену букв, один из учеников комментирует письмо слов, предложений, а все дети внимательно слушают и пишут за ним. Сначала комментируют – «ведут весь класс» сильные ученики, а затем их заменяют и слабые. Слабый ученик чувствует себя в этой роли очень уверенно и гордо.
Летом 1995 года я посетила курсы по ознакомлению с программам Л.Г. Петерсон. Вся система заданий этих учебников позволяет развивать мыслительные операции, учит анализировать, рассуждать по аналогии, прививает интерес к урокам математики. Учащиеся приучаются к мысли, что у некоторых задач может быть два или несколько решений.
Использование передового опыта учителей позволяет сделать уроки насыщенными, интересными и познавательными.