Приёмы саморегуляции и самоорганизации
для детей младшего школьного возраста
Филиппович Галина Наумовна,
воспитатель школы № 502
Санкт-Петербурга
За последние годы чрезмерно возрос темп жизни, наряду с которым возросла и психоэмоциональная нагрузка на нервную систему человека. Это в какой-то степени определяется высокими требованиями к его интеллекту и способности быстро приспосабливаться к действию окружающих факторов.воспитатель школы № 502
Санкт-Петербурга
Проанализировав различную литературу можно выделить следующие методы и приёмы саморегуляции:
- дыхательные техники;
- регуляция мышечного тонуса;
- умение концентрироваться;
- настрой на результат.
Важное место в развитии механизмов саморегуляции и самоорганизации занимают специальные упражнения, с помощью которых психика ребёнка становится восприимчивой к воздействиям - это упражнения на расслабление мышц, упражнения на дыхание, на регуляцию мышечного тонуса, умение концентрироваться, работа по алгоритму и коллективная работа.
Вот несколько техник, при овладении которыми учащийся будет приобретать навыки самоорганизации и регуляции своего поведения.
1. Дыхательная гимнастика.
Управляя дыханием, человек может воздействовать на собственные эмоции.
Частота дыхания - наглядный показатель психического состояния. В спокойном состоянии человек дышит медленно, ритмично. В стрессовом - дыхание учащается. Плавные вдохи и выдохи успокаивают нервную систему, помогают снять внутреннее напряжение.
Рекомендуемые упражнения:
а) Упражнение "Подарок под ёлкой".
Цель: расслабление мышц лица.
"Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под ёлкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".
б) Упражнение. "Корабль и ветер".
Цель: настроить группу на рабочий лад.
"Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.
Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.
2. Регуляция мышечного тонуса.
Интенсивность и напряженность современной жизни буквально требуют, чтобы человек научился быстро отдыхать и самовосстанавливаться. Напряженный режим учебы, различные дисгармонии - в семье, на улице и т. п. - порождают избыточную напряженность в теле, которая имеет способность накапливаться. Накапливающееся напряжение воспринимается организмом человека как стрессовое состояние, при этом человек может даже не осознавать, что он находится уже в стрессе. Тем не менее, это состояние сопровождается повышенной возбудимостью, слабым контролем эмоциональных реакций, особенно негативных, необоснованной, тревожностью.
Эмоционально-волевая релаксация расслабляет не только физическое тело, но и психоэмоциональную, и интеллектуальную сферы, и не только расслабляет, но и гармонизирует, восстанавливает.
Например, можно использовать следующие техники:
а) "Поза покоя". Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно -
Расслабление приятно!
3. Умение концентрироваться.
Невнимательность младших школьников - одна из наиболее распространённых причин снижения успеваемости. Ошибки из-за невнимательности в письменных работах, при вычислениях, при чтении - самые обидные как для учителя, так и для ученика.
Концентрация внимания - сосредоточенность на объекте внимания, процесс погружения. Если ученик не умеет сосредотачивать своё внимание, то его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатление от предмета остаётся расплывчатым, нечётким.
Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость младших школьников.
Проанализировав различную литературу, можно выделить несколько упражнений, которые помогают в развитии умения концентрироваться.
а) Упражнение "Запрещённое движение".
Цель: развитие внимания.
Это упражнение можно использовать на физкультминутках, на переменах. Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет "запрещённым" (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.
б) Упражнение "Запомни".
Цель: развитие объёма внимания.
Учащимся читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
в)Упражнение "Будь внимателен!"
Цель: развитие концентрации внимания.
Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми учитель сопровождает рисование. Время выполнения - 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. Чем больше нарисовано кружков и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
4. Настрой на результат.
Настрой - это психоэмоциональная перестройка процесса восприятия, основанная на создании положительного эмоционального состояния. Настрой нужен и при подготовке к предстоящему делу. В этом процессе важная роль отводится педагогу. Учитель помогает ребенку определить цель, задачи деятельности, пути реализации, определить конечный желаемый результат, помогает поддерживать положительный настрой, отмечая достигнутые успехи ребенка. Так, при увлечении учащимся каким-либо заданием, учитель помогает настроиться ученику на выбранный им проект, поддерживая его настрой:
"Какую тему ты выбрал?"
"А почему именно эта тема тебя заинтересовала?"
"Давай вместе подумаем, как ты будешь идти к конечному результату?"
"Что ты хочешь узнать, выполняя данное задание?".
В ходе работы над заданиями, проектами, учитель хвалит детей за каждое продвижение, отмечая их успехи.
Образование как процесс, включает обучение, воспитание, развитие и здоровьесбережение школьников. Основными приоритетами в образовании, следовательно, являются: научить учеников учиться, научить общаться и жить вместе, научить получать знания, научить сохранять здоровье. В условиях личностно-ориентированного образования, актуальным выступает формирование умений самоорганизации у младших школьников.
При обучении приёмам самоорганизации у младших школьников, необходимо учитывать две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:
1) учащиеся действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму.
2) учащиеся самостоятельно выполняют часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации). Например, работа по памятке.
3) учащиеся выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной самоорганизации).
Несколько способов обучения приёмам самоорганизации.
1. Работа по памяткам.
2. Самоподготовка.
3. Коллективная творческая работа.
Делая вывод, можно сказать, что обучение процессу саморегуляции и самоорганизации можно рассматривать как обучение самоуправлению своей деятельностью. Сензитивным периодом обучения приёмам саморегуляции и самоорганизации у учащихся является младший школьный возраст. Важно не упустить этот период и помочь учащимся научиться самостоятельной организации своей учебной и практической деятельности.
Список литературы:
- Арапова И.В. "Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у младших школьников"
- Биофайл. Научно-информационный журнал. Статья "Уровни саморегуляции "
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Харвест, - 1998.
- Клюева Н.В. Педагогическая психология. М.: Владос-Пресс, - 2003.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Я.: Академия развития, - 1997.
- Психологос. Энциклопедия практической психологии.
- Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Статья "Дыхание - фактор развития и укрепления здоровья школьников"