Первое родительское собрание
Мошникова Наталия Руслановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №139 Санкт-Петербурга
Близится конец учебного года. Учителя подводят итоги прошедшего года, определяют, на что обратить внимание в будущем году. Больше других, как правило, озабочены те из педагогов, кто прощается со своим очередным «выпуском» и снова «идёт в 1 класс». Впереди – первый этап знакомства с классом – родительское собрание.
В нашей школе такое собрание проводится в последних числах мая. К этому времени обычно большая часть родителей определилась с выбором школы. У учителя есть координаты детей, которые пойдут в этом году в 1 класс. Перед собранием желательно сообщить родителям по телефону о дне и времени проведения собрания, так как далеко не все заглядывают в мае на сайт школы или в школу. Многие заняты выпускными в детских садах и пропускают информацию о собрании для родителей первоклассников. Также необходимо предупредить родителей о том, что на это собрание (да и на следующие) желательно приходить без детей. На первом собрании обычно решается большой круг вопросов, собрание может затянуться, дети устанут. В моей практике были собрания, на которые я специально приглашала родителей с детьми, но это совершенно другой вид собраний. Приглашая родителей, нужно напомнить им о необходимости взять на собрание документы (свои и ребёнка). В нашей школе родители обычно заполняют разные заявления, в которые надо вносить данные паспорта и свидетельства о рождении, ИНН и т.д.
Перед собранием обычно учителя одной параллели садятся вместе и обсуждают общий план собрания, готовят анкету для родителей, памятку, в которой указываются фамилия, имя, отчество учителя, телефон, электронная почта, список для первоклассника, список книг, которые можно почитать летом.
На этом собрании очень удобно использовать презентацию, составленную по плану родительского собрания. Первое собрание – очень волнительное событие и для учителя, и для родителей, поэтому презентация лично мне очень помогает не отвлечься от плана собрания.
При входе в класс на отдельном столе лежит лист регистрации, в котором родители указывают ФИО ребенка, ФИО родителя, телефон.
Собрание я провожу примерно по такому плану:
1. Знакомство.
Оно начинается с представления учителя. Желательно, кроме имени, отчества и фамилии, назвать свой возраст, стаж работы в школе, образование, семейное положение, возможно свои интересы.
2. Наша школа.
На слайде презентации я представляю администрацию школы, учителей, которые будут работать в нашем классе, библиотекаря, медицинских работников (фотографии, ФИО)
Рассказываю кратко о традициях школы, традициях, которые сложились при работе с предыдущим классом.
3. Организация учебного процесса.
Особенности обучения в 1 классе (длительность урока, количество уроков, отсутствие отметок и т.д.)
Родителям представляется на слайде расписание звонков, питания в столовой.
4. Программа обучения.
Родителей нужно познакомить с программой, по которой предстоит учиться их детям, показать на слайдах учебные пособия, назвать авторов. На данный момент учебниками детей обеспечивает школа бесплатно, но некоторые родители, особенно в 1 классе, выражают желание купить учебники сами. Им можно выдать список необходимых учебных пособий. Обычно родители боятся, что дети не справятся с программой. Нужно успокоить их. Провести небольшой обзор программы, чтобы у родителей сложилось некоторое представление о том, что предстоит освоить их детям за 4 года обучения в начальной школе. Да, говорим мы родителям, программа непроста, но дети её усваивают, учитель сделает для этого всё необходимое. Ваша же задача не в том, чтобы охать над трудной задачей, вселяя в ребёнка страх и неуверенность, а помочь ему справиться с этими трудностями. Для этого, может быть, надо прийти на консультацию к учителю. Нужно дать понять родителям, что самая главная и сложная задача для них – это создать в семье нормальную для ребёнка рабочую обстановку и заинтересованность его школьными делами (не только отметками).
5. Важным этапом собрания является заполнение документов (заявления на питание, группу продлённого дня и т.д.). Многие родители стремятся сразу определить ребёнка в группу продлённого дня. Они привыкли, что ребёнок проводил целый день в детском саду, и хотят продолжить эту традицию. Я стараюсь объяснить родителям, что режим в детском саду очень отличается от школьного. Детям после уроков необходимо расслабиться, отдохнуть, кому-то просто необходимо побыть в одиночестве. К сожалению, в условиях обычной школы это сделать сложно. Тихого часа, который необходим первоклассникам, школа организовать не может. Отдельного помещения для групп продлённого дня в школах тоже нет. Я говорю родителям о том, что по возможности ребёнок после уроков должен идти домой, хотя бы в период адаптации к школе… Если же такой возможности нет, конечно же дети будут находиться под присмотром воспитателя группы продлённого дня. Знакомлю родителей с воспитателем ГПД (очно или заочно).
6. Особенности школьной жизни:
Аккуратный внешний вид (рассказывается о принятой в школе форме одежды, спортивной форме, сменной обуви)
Что должно быть в портфеле, пенале. Даются рекомендации по выбору школьного портфеля.
Выдаётся памятка о том, что нужно подготовить к школе для ребёнка.
Из опыта знаю, насколько удобнее производить закупки коллективно. В этом есть ещё и частичка эстетического воспитания: у всех детей одинаковые обложки на книгах, одного цвета тетради. Класс в целом имеет приятный вид. К тому же лучше делать покупки с запасом, чтобы ребятам не приходилось плакать из-за сломанного карандаша, забытой ручки: они получат замену из общего запаса.
7. Выбор родительского комитета.
Можно сказать, родителям следующее: «Я знаю, что Вы заботитесь о своем ребенке и Вам важно, в каком коллективе обучается Ваш сын или дочь. Чтобы коллектив был сплоченным, дружным детям нужно общаться как в школе, так и за ее стенами. Поэтому необходимо организовать походы на природу, внеклассные мероприятия и т.д. Для организации жизни детей в школе нужно решить много важных вопросов.
Войдя в состав родительского комитета, вы сможете помочь классному руководителю в решении и многих других вопросов на благо своих детей.»
Этот этап в собрании от класса к классу проходит по-разному. Если родители заранее заполняли сведения о месте работы, можно поинтересоваться, кто менее занят, обратиться за помощью к ним. Часто в классе есть родители, дети которых уже учились у Вас, можно попросить их, как более опытных, поработать в родительском комитете. Есть вариант разделить класс на 4 группы. Каждая из групп будет родительским комитетом, меняясь каждый год. Есть много вариантов, каждый педагог выбирает наиболее удобный ему вариант.
8. Проведение первого сентября.
Ежегодно этот праздник проводится примерно по одному сценарию, сообщаю его родителям.
Торжественная линейка.
Знакомство в классе.
Фотографирование в классе.
Встреча детей.
Праздник в Ледовом.
Все подробности родители смогут узнать в день медосмотра, который проводится обычно в конце августа.
9. Заполнение анкет для родителей первоклассников.
Этот этап можно провести и в начале собрания, пока родители собираются.
В анкете родители сообщают сведения о себе, роде занятий (место и должность), образовании, увлечениях (это может помочь в планировании воспитательной работы), составе семьи (многодетные, неполные семьи), сведения о ребёнке (ФИО, дата рождения, увлечения, болезни, особенности, о которых должен знать учитель), общие сведения (адрес по прописке и фактический, регистрация постоянная или нет, телефоны родителей, родственников, домашний, сведения о близких родственниках.
По результатам анкетирования я составляю несколько таблиц для дальнейшей работы:
- общие сведения о ребенке (ФИО ребенка, дата рождения, ФИО родителей, домашний адрес, телефон)
- социальная (многодетные с указанием количества детей, № удостоверения, неполные семьи, семьи с опекаемыми детьми)
- медицинская (с указанием заболеваний, особенностей здоровья детей, которые нужно учитывать при работе)
- дни рождения (она вывешивается на классном стенде)
10.Финал. Напутственные слова.
Первое собрание охватывает большой круг вопросов, оно займёт, конечно, больше времени, чем последующие. Однако нужно постараться решить все вопросы по-деловому, четко. Для этого учитель тщательно продумывает ход собрания и решения, которые нужно принять на нем. Затягивать любое собрание не рекомендуется: внимание родителей, как и детей, не безгранично, и злоупотреблять им не нужно.
Также необходимо отметить, что нужно постараться предстать перед родителями в хорошем расположении духа, в лучшем платье. Плохое настроение, утомлённый вид произведут тяжёлое впечатление, и самые хорошие слова, произнесённые скучно и сухо, могут не оказать своего действия. В конце собрания нужно пожелать родителям и детям хорошенько отдохнуть, набраться сил перед первым учебным годом!