Внедрение ФГОС НОО:
первый опыт, проблемы и перспективы
Феоктистова Елена Николаевна,
учитель начальных классовГБОУ Лицея №40
Приморского района Санкт-Петербурга
Вот уже как три года назад все школы активно включились в изучение ФГОС - это новая ступень в развитии образования. Общей рамкой федерального государственного образовательного стандарта общего образования и целого спектра проектных направлений работы является принятая и утвержденная 4 февраля 2010г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Если вчера школа прежде всего обучала, а потом воспитывала, то сегодня перед нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя.
Первые результаты внедрения ФГОС показывают, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях образовательных учреждений. Отмечается ряд положительных тенденций: использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий: здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии; информационно-коммуникативные технологии, включающие: обучающие компьютерные программы; контролирующие, демонстрационные; использование интерактивной доски; компьютерные презентации; технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения; технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных ситуаций; технологию уровневой дифференциации, педагогические технологии по выявлению и поддержки одарённых детей; положительная динамика использования учителями начальных классов в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий); осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения; возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами, положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.
Но наряду с положительными моментами исходя из собственного опыта, я выделила ряд наиболее острых проблем, с которыми столкнулось большинство школ в процессе внедрения стандартов второго поколения, которые необходимо отметить: это и материально-технического обеспечения: не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности, недостаточно информационно-компьютерного оснащения в ОУ. В части учебно-методического обеспечения: введение нового курса ОРКСЭ слабо обеспечено дидактическими материалами. Проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого учителя.
Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.