Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Чтение в современном мире

Фатыхова Татьяна Ивановна
 

Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли

Рене Декарт

 

Мир изменился? Современные технологии наступают семимильными шагами поглощая былое и меняя представление о том, что недавно казалось незыблемым и бесконечно стабильным. Наравне с этим меняются люди. Например, совсем еще недавно, мы писали письма на настоящей бумаге, трепетно упаковывали в конверт и несли на почту. Днями позже адресат получал желанный конверт, возможно испытывая предвкушение и нетерпение открывая его, читая чернильные строчки. Письма хранили бережно, как память, перечитывая за разом раз в минуты, когда хотелось вернуться назад во времени. Теперь, когда компьютеры вошли практически в каждый дом, все изменилось. Мы используем электронную почту и письма доходят до адресата за считанные секунды. Изменился стиль письма, став сжатым и прагматичным, исчезли детали и отступления. Зачем нужны они, если всегда можно нажать reply и продолжить дискуссию с интересующего места. Жизнь ускоряется. Вместе с этим меняются наши представления о вещах, отношение к ним. Меняемся мы сами. Я помню времена, когда книги были обязательным атрибутом каждого дома, не всегда потому, что хозяева любили читать, а зачастую как индикатор, показывающий стремление отнести себя к культурным людям. Но они были. И многие люди читали, читали много, с упоением, интересом. Книги, журналы, газеты… Читали сами и учили своих детей. Огромные миры со всеми своими историями, богатствами и приключениями, скрытые на бумажных страницах, дарили радость, знания, согревали душу и помогали найти себя целым поколениям.

Мир изменился. Новые технологии, электронные устройства, от сотовых телефонов до развлекательных центров и компьютеров, вошли к нам в дом.   Встретить человека с ноутбуком теперь можно чаще, чем человека держащего книгу. Еще немного и последних не станет почти совсем. Но так ли это плохо?

Сотни лет назад, в девятом веке, Кирилл и Мефодий создали «глаголицу» - специальную азбуку, позволяющую записывать тексты на славянском языке. Будучи монахами, деяние свое направили они на благо церкви, переложив на славянский язык священное писание и ряд других церковных книг. Не думаю, что для сегодняшней дискуссии нам важно углубляться в спор о том был ли этот славянский язык русским или принадлежал другой группе. Важно то, что изначально письменность использовалась только с одной целью и фактически противопоставлялась бытовой сфере. В то время чтение было компонентом церковных обрядов, отличительной чертой духовенства. Со временем верхушка социальной пирамиды к нему присоединилась, но лишь единицы книг имели светских характер (исторические хроники, научные трактаты, легенды и так далее). Грамота распространялась медленно и исключительно по нужде, для функционального использования, такого как дипломатия, торговля, управление, и прочие. Много позднее, лишь к семнадцатому веку, в связи с активным развитием городов, литература, как средство удовлетворения эстетических потребностей, стала активно развиваться. Этому послужило появление все большего количества грамотных людей, желающие что бы вакуум в чтиве скорее развлекательном, нежели церковном, был заполнен. Стали возникать специальные конторы,  занимающиеся перепиской именно такого рода произведений, фактически став родоначальником рынка печатных изданий. Впрочем, даже к началу 19 века лишь один житель России из двадцати умел читать.

Время идет, на дворе двадцать первый век. Грамоте учат с рождения ибо в мире современном прожить не имея навыков элементарных, к каким, без сомнение можно отнести письмо и чтение, решительно невозможно. Люди стали больше читать. Согласно исследованиям Института социологии РАН в нашей стране книги читают чуть меньше 60% населения. Если задуматься – это огромная цифра. 

Люди любят читать. Каждый находит причины релевантные для него. Одни говорят, что путешествуют в другие миры, далекие и прекрасные, наполненные красками жизни умелыми руками авторов. Тысячи и тысячи интересных мест, событий, людей можно найти на бумажных страницах. Там нет ограничений и пределов, и нужно лишь воображение чтобы прожить еще одну жизнь, в мире полюбившимся и зовущем. Удел мечтателей и творцов. Другие находят в книгах друга, учителя, источник мудрости и знаний. И в этом есть своя правда. Лучшие умы человечества готовы ответить на любой вопрос с бумажных страниц. Гениальные размышления, великолепные мысли или просто полезная информация – достаточно открыть нужный том. Каждый человек сможет назвать собственные причины и будет абсолютно прав.

Хорошая книга – это модель действительности, миниатюрное отражение нашей реальности. Но она, эта реальность, будет мертва пока читатель не возьмет книгу в руки и не заполнит частичкой своего я. Создавая миры авторы оставляют в них пробелы, недосказанности, опускают важные детали, вынуждая воображение читателя включиться, домыслить, дорисовать. Пропуская прочитанное через свой жизненный опыт, фактически проживая еще раз, книга дает возможность переоценить и переосмыслить последний, стать лучше. Такие книги живут веками, радуя целые поколения.

Впрочем, справедливости ради, замечу, что книги могут стать сродни черной дыры, засасывая в себя все свободное время. Думаю многие были в ситуации, когда взяв интересный том в руки, буквально на секунду, посмотреть что-то важное на какой-то странице, находили, что очнулись лишь спустя много часов. Во всем нужен баланс.

Особенно важно чтение в ранние годы жизни человека, пока он еще юн. Не только потому, что книга может отвлечь ребенка от опасностей улиц, стать своеобразным щитом от пустот и соблазнов современных городов. Подобранные правильно, книги могут существенно повлиять на формирование личности подростка, расставить акценты. Там, где бывает сложно повлиять, особенно в век засилья телевизионных сериалов. Что такое добро и зло, правильные человечные поступки, как поступать не следует… Сопереживание и внутренний мир. Порой так сложно научить таким простым и понятным для взрослых вещам. И книги наш первый помощник в этом деле.Словно священный Грааль, дарующий жизнь, книги бездонный источник исцеляющий души, приют для тех кто ищет ответы. Главное хотеть задать вопрос.

Много лет я преподаю в начальных классах. Наблюдая, как изменяется мир, изменяются дети и их родители, я думала о том, что будет с чтением. Думала не потому, что боюсь, что дети перестанут читать. Отнюдь, ведь это наша работа привить им любовь к книге, работа для учителей и родителей. Если ты любишь то, что делаешь – это нельзя делать плохо, и думаю я справляюсь. Как мне кажется я нашла правильный путь. И я рада, что многие мои ученики называют литературное чтение одним из самых своих любимых предметов. Читая вместе, страницу за страницей, обсуждая и сопереживая, задавая вопросы и получая ответы на них, вместе с учениками мы идем через прекрасные миры, созданные гениальными творцами прошлого. Я надеюсь, что наши уроки помогут им в жизни и стремлюсь показать, что в нашем мире есть место для книги.

Мир изменился! Но неизменным осталось то, что мы ценим, любим. Чтение одна из таких вещей. Изменились носители информации, постепенно уходит в прошлое бумага. Но это не значит, что книга умирает. Это значит, что настало время сделать шаг вперед, в будущее. Говорят, что бесполезно стоять на пути у разогнавшегося паровоза. Согласитесь, утверждение не лишено смысла. Технологии – как тот паровоз, на всех порах несущийся вперед, с неотвратимостью времени. Мы не спорим с часами, отмеряющими секунды и минуты, не перечим стрелкам, вечно идущим вперед. Так давайте идти в ногу со временем. Тысячи книг, газет и журналов, все население мира можно спрятать в одном небольшом устройстве. Оглянитесь вокруг. Еще можно найти людей, читающих бумажные издания. Но приглядитесь внимательно, не спешите. Один, другой, еще и еще… Люди вокруг читают… используя разнообразие электронных устройств, читают с телефонов, коммуникаторов, планшетов или электронных книг. Виток эволюции, продолжение пути, начатого бесконечное число лет назад, когда переписчики положили начало распространению книг, сделали их доступными чуть более широкому кругу лиц. Сказать по правде, новый мир не всегда легко принять и понять. Проще отрицать прогресс крича о смерти литературы. Но так ли это? Не спорю, электронное распространение информации, включая литературные произведения, порождает много вопросов, особенно в области авторского права и … издательского бизнеса. Важно ли эти вопросы для нас, простых читателей, родителей, учителей, учеников? Скорее нет. Новое поколение стремиться быть современным, идти в ногу со временем. Хочет использовать новомодные устройства. Пускай нам, поколению, воспитанному в век печатных машинок, сложно понять, как можно променять живое тепло бумажного издания на холодный бездушный кусок электроники. Если отказ от бумаги – это цена за души детей, то она ничтожна мала. Главное, чтобы люди, особенно дети, продолжали читать.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»