Как я работаю с родителями первоклассников
Таран Марина Константиновна,
учитель высшей категории
ГБОУ СОШ №282 Санкт-Петербурга
Отправляя ребёнка в первый класс, родитель должен понимать, что вместе с ним и он идёт в школу. Это очень важный , сложный момент в жизни ребёнка, когда он как- бы выходит во внешний мир. Как же нам помочь ему? Какая роль в процессе правильного формирования личности учащегося, отводится родителям, учителю? От чего зависит станет ли его школьная жизнь многообразной, интересной? Развитие личности ребенка происходит прежде всего в учебно–познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Школа и семья могут справиться со сложными задачами становления человека и его личности только в совместной работе. Процесс этот общий, единый школы и семьи. Учитель начальных классов играет огромное значение в организации этой работы. С первого года обучения ребёнка в школе его родители должны стать участниками и помощниками учителя в воспитательном и учебном процессе.
Приглашая семью к сотрудничеству, школа должна прежде всего считаться с ее возможностями. Отдавая своего ребёнка в школу, родители рассчитывают на любовь к своему ребёнку, на понимание и помощь.
А учитель каждый раз с надеждой ждет встречи с родителями и надеется на их понимание. Ведь от того, станут ли они единомышленниками зависит сможет ребенок раскрыть свои способности, научится ли он любить, понимать окружающий мир.
Жизнь в школе меняет всю жизнь ребенка. Ему приходится привыкать к новым условиям, требованиям. В детском саду дети привыкли, что их хвалят уже за то, что они «старались». В школе оценивается результат. Для многих детей это огромный стресс. Они долго привыкают к этому. У некоторых завышенная самооценка, они «видят» только себя. А когда появляются первые отметки, то чаще всего они не готовы к отрицательному результату. И тогда может проявиться конфликтное поведение, вплоть до нервного состояния.
В связи с вышеперечисленным мною ведётся постоянная работа с родителями. И помощь родителям будет действительно нужной, действенной, если их научить делиться опытом, учить обсуждать свои проблемы, искать совместные способы и пути их решения.
Основные формы работы с родителями:
1.Родительские собрания. Они проводятся один раз, в конце четверти.
2.Индивидуальные беседы – по мере необходимости.
3.Консультации (индивидуальные и по группам) – 1 раз в неделю.
4.Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в четверть
- привлечение родителей к проведению праздников
- привлечение родителей к организации экскурсий
- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете
5. Организация работы классного родительского комитета
6.Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
7.Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.
Основные темы родительских собраний.
1класс.
Здравствуй, школа.
Особенности адаптации первоклассников к школе.
Режим дня младшего школьника.
Развитие внимания у детей.
Мир начинается дома (итоговое собрание)
.
Чтобы родительские собрания не проходили в виде лекции, стараюсь вызвать родителей на диалог. Сначала, как правило отмалчиваются, затем в разговор первыми вступают активные родители, но постепенно стараются высказаться все остальные. Иногда выступления бывают настолько интересными, что организовываем «круглый стол». Часто на родительские собрания приглашаются специалисты: психолог, логопед. Они проводят собрания в форме тренинга, деловой игры. Здесь родители делятся на группы по интересам. У каждой группы свои вопросы, они обсуждаются, и после обсуждения принимается решение. Для родителей проходят консультации, беседы на которых делюсь своими наблюдениями и слушаю пожелания родителей.
Во все времена главной ценностью остаётся семья. И оттого, как воспитывается ребенок в семье, зависит и его школьная жизнь. Ведь нормальные семейные отношения этого залог будущего человека.
Поэтому я стараюсь проводить как можно чаще внеклассные мероприятия вместе с родителями. Поверьте это очень нравится ребятам. Они очень гордятся, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу. Ведь самое главное в жизни чувствовать заботу, любовь, поддержку близких людей. Родители с удовольствием принимают участие в изготовление поделок, газет, в конкурсах, в спортивных соревнованиях. И как приятно видеть детей и взрослых, когда у них всё получается. Поучаствовав хотя бы один раз в мероприятиях, видишь как родители сами начинают проявлять инициативу и сами организовывают различные мероприятия.
Для выявления индивидуальных способностей, творческого потенциала нам очень помогает внеурочная деятельность. Поэтому одной из форм работы с семьями я выбираю праздники. В этих праздниках участвуют и дети , и их родители. Обязательным дополнением таких праздников становится чаепитие, где звучат песни и шутки. На таких праздниках происходит единение детей , родителями, учителя.
Ещё одной из форм работы, которую я использую в своей работе является День открытых дверей. В назначенный день родители приходят в школу на открытые уроки. Эти уроки требуют от учителя повышенной подготовки, так кА он должен чётко продумать все моменты урока: показать родителям, как положительные, так и отрицательные моменты. Сделать акцент на тонкости урока и постараться на примере урока донести до родителей нужные моменты. Нужно показать родителям как уроки, так и переменки. Это помогает родителям увидеть своего ребёнка с другой стороны. Они увидят его как ученика, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают, как проводит перемены, как ведёт себя в столовой.
Очень важной, на мой взгляд, формой своей работы с семьей считаю индивидуальную консультацию, на которой стараюсь на основе своего опыта, наблюдений ответить им на интересующие их вопросы. Во время этих консультаций стараюсь вести беседы в доброжелательной форме. Они должны способствовать созданию контакта хорошего между родителями и учителем.
Иногда провожу групповые консультации. На них приглашаю родителей, которых объединяют общие проблемы. Во время консультации ведётся беседа беседы, где каждый может поделиться своей проблемой, постараться найти ответы на интересующие вопросы.
После консультации родителям даются рекомендации родителям по воспитанию ребенка, как со стороны учителя, так и со стороны других собеседников. Они могут быть как в устной форме, так и в письменном виде..
Индивидуальная работа с родителями очень важна при работе с трудными детьми. Для успешной работы важны личные контакты учителя и родителей. Ведь на родительском собрание мы обсуждаем общие проблемы. А как порой важно поговорить « с глазу на глаз». И если между учителем и родителями будут добрые, доверительные отношения, то это поможет решить и предотвратить многие проблемы.
Важно, когда между учителем и родителями понимание, когда родители видят в учителе своего ребёнка человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок нашёл своё место в жизни, был добрым, отзывчивым, умным человеком , чтобы смог открыть в нём все качества достойного человека.
Индивидуальные беседы учителя с родителями трудных детей, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащиеся, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.
Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании.
Чтобы беседы классного руководителя достигали цели, а его слово воспринималась бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и помочь ему в его решении.
Работу с родителями можно проводить не только в учебное время, но и во время каникул. Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.
Каникулы – это удобное время для неформальных встреч. Появляется возможность посетить семьи учеников и посмотреть правильную организацию рабочего места, условие проживания и познакомиться с составом семьи. Все это позволит лучше адаптироваться детям, поможет мне при работе с родителями.
У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Азаров Ю. Семейная педагогика. - М.: Аргументы и факты, 1993.
Дыкан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. – М. – Ростов н/Д: ГинГо, 2001.
Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. – М. – Ростов н/Д: МарТ, 2004.
Кукушин В. С. Общие основы педагогики. – М. – Ростов н/Д: МарТ, 2002.
Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. – М. – Ростов н/Д: МарТ, 2004.