Зверкова Анжелика Анатольевна,
учитель лицея Санкт-Петербурга
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального образования,шагая в ногу со временем и не забывая опыт традиционной школы, не только акцентирует внимание на духовно - нравственное развитие и воспитание школьника, но и формирует у него умение учиться, развивает личностные качества создателя и творца. В соответствии с этими задачами базовыми ориентирами являются:
- социализация личности
- мотивация к обучению, познанию и творчеству в течении всей жизни
- формирование способности к обновлению компетенций.
Основываясь на эти положения можно сформулировать общие установки образования.
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур
- доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
- принятие и уважения ценностей семьи
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию
- развитие широких познавательных интересов
- формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей
- развитие готовности к самостоятельным поступкам.
В результате все больше и больше обостряется проблема преемственности образовательного процесса в школе. Проблема эта давняя, но актуальная и на современном этапе совершенствования образования. В целом проблема организации преемственности обучения так или иначе затрагивает все звенья существующей образовательной системы. Наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу и в период перехода учащихся из начальной школы в основную. Проблема эта возникает по нескольким причинам. Во-первых, недостаточно плавное изменение методов и содержание обучения. В-вторых обучение на предыдущем этапе не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Готовность детей к школе включает физическую и психологическую готовность. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем зрелости, физической и умственной работоспособностью. Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную ( произвольность поведения, учебно- познавательная мотивация, формирование самооценки)
Интеллектуальная готовность ( развитие образного мышления, воображения, творчества и основ словесно-логического мышления)
Социальная готовность (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками)
Как же должна обеспечиваться сегодня психологическая готовность дошкольников к школе? Первый подход — тактика форсирования темпов развития. Второй подход — тактика доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребенок приходит из детского сада. На самом деле ни тот ни другой подход не дают положительного решения проблемы. С одной стороны в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет формы активной деятельности дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются (в них зримо проступают черты учебных предметов). Вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы. А начальная школа «подхватывает» эти формы познания и «стирает» их. Замкнутый круг получается.
Вот цель введения ГОС первого поколения и заключается в создании реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования. Стандарт первого поколения явился прогрессивным элементом модернизации отечественного образования, в основе которой находятся три новации:
1. ГОС становится инструментом для развития образования.
2. пересмотр содержания образования, вызванный идеями деятельностного подхода.
3. введение профильного подхода на старшей ступени школы.
Очень важно чтобы оставаясь стабильным , ГОС должен быть динамичным и открытым для изменений.
ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, он ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.