Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Профориентационная работа в начальной школе

Власова Елена Валентиновна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 168
Центрального района Санкт-Петербурга,

Профессиональная ориента­ция – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопре­делению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в про­фессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.

Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на даль­нейшую жизнь человека. Грамотно постро­енная профориентационная работа позво­ляет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти свое место в мире профессий, реализовать свои возмож­ности. Чтобы учащиеся научились пони­мать себя, объективно оценивать свои успе­хи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школь­ного возраста.

Младший школьный возраст не является ма­лозначимым, «проходным», с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравствен­но-волевых и мотивационных характерис­тик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным.

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение  к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям. Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников на­выкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей.

Цель учителя начальных классов – развить интересы и способности школьников.

Задачи профориентационной деятельности в начальной школе таковы:

  • познакомить с разнообразием мира профессий;
  • дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
  • формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;
  • развивать интеллектуальные и твор­ческие возможности;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Первым этапом этой работы становится профинформация, когда учащиеся знако­мятся с профессиями людей, чей труд они наблюдают изо дня в день. Цель этого эта­па — развитие познавательных способнос­тей на основе разных впечатлений о мире профессий, формирование добросовестно­го отношения к труду.

На всех уроках в начальной школе подчеркива­ется значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответ­ственности за свою работу. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физи­ческой культуры, музыки учащиеся знако­мятся с различными профессиями, а учи­тель пытается донести до сознания детей их важность и значимость. При преподавании практически всех предметов учителя используют активные методы обучения – игровые, метод про­ектов, исследовательские и проблемные. Все это благоприятно влияет на развитие личности и подготовку к профилизации учащихся. Так, на уроках русского языка используем слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания.  На уроках математики решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники). На уроках окружающего мира происходит знакомство с профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Разнообразить урок, сделать его более эмоционально насыщенным позволяют загадки, ребусы, кроссворды, короткие стихи о профессиях, игры «Угадай по жестам», «Кто больше?» (назвать как можно больше слов, связанных с профессией), «Орудие труда – профессия» (узнать по орудиям труда профессию) и т.д. Новой для нас формой учебного занятия является решение проектной задачи. Дети получают возможность проявить себя в той или иной роли, проявить самостоятельность, творческое воображение. Очень часто профориентационная работа выходит за рамки урока.

Разнообразная внеурочная деятельность младших школьников в полной мере способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности, развивает интеллектуальные и твор­ческие способности учащихся. Введение ФГОС в начальной школе позволило предоставить нашим детям широкий спектр кружков, секций, творческих объединений для  реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время, т.е. организовать соответствующее пространство для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с перво­го класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По дан­ной тематике планируем и проводим занятия, используя разнообразные формы, такие как:

  • беседы;
  • игровые занятия;
  • экскурсии;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • встречи с людьми интересных профессий;
  • участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений;
  • семейные праздники;
    • защита проектов и др.

Учитель начальных классов на уроках и во внеурочное время ведет работу в следующих направлениях:

1)    показывает учащимся роль труда в жизни человека;

2)    привлекает учащихся к выполнению социально значимых дел;

3)    проводит встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями);

4)    вовлекает учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская);

5)    знакомит учащихся с миром профессий;

6)    учит работе по формированию «Портфолио» («Портфеля достижений»).

У учащихся начальных классов только начинает складываться интерес к профессиям. Общественно-полезная деятельность, в которой участвуют дети (а это может быть уход за растениями, изготовление поделок и игрушек, ремонт книг и др.), оказывает определяющее влияние на формирование их интереса. Когда дети видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовольствие. Для учащихся начальных классов необходимы и важны наглядность и смена видов деятельности, очень важен отбор материала, соответствующий возрасту и интересам ребенка, поэтому цель профориентационной работы в первом и третьем классе будет несколько различаться.

Так, в первом классе целью работы может быть расширение знаний о трудовой деятельности, формирование культуры труда, знакомство с профессиями родителей. А в третьем классе, например, знакомство с классификацией профессий, расширение знаний о профессиях нашего города.

В результате данной работы учащиеся начальных классов должны:

знать и понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • влияние технологических процессов и трудовой деятельности че­ловека на окружающую среду и здоровье людей;
  • назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;

владеть способами познавательной деятельности:

  • сравнивать и выделять особенности содержания различных про­фессий на основе наблюдений;
  • оценивать результаты своей деятельности в соответствии с постав­ленной задачей;
  • планировать свою деятельность и контролировать ее;
  • соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с материалами, инструментами, электроприборами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»