Особенности приобщения к фольклору в начальной школе
Сысоева Ирина Андреевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №62
Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. (википедия)
Федеральный государственный стандарт второго поколения выделяет первичными следующие положения («портрет выпускника основной школы»):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
Таким образом сам ФГОС призывает нас учителей активно приобщать детей к фольклору, к традициям народа.
Внедряя урок фольклора в процесс школьного обучения (во внеурочную деятельность), я руководствуюсь тем, что фольклорная традиция является универсальной педагогической системой. Народный опыт в течении тысячелетий отобрал и отшлифовал естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, нравственного и эстетического идеалов.
Культурная уникальность фольклора заключается в его связи с изначальным периодом становления национального самосознания и мировоззрения. Соответственно, изучение народных традиций даёт возможность в условиях внедрения ФГОС второго поколения приобщить детей к корням национальной культурной истории.
Основная цель внедрения занятий фольклором во внеурочную деятельность мыслится как освоение детьми основных начал целостного народного мироощущения, воплотившегося в системе представлений о мире; ознакомление с разнообразными явлениями народной культуры в их музыкальных, словесных, игровых формах.
В контексте межпредметных связей курс фольклора занимает особое место вследствие своей обобщающей направленности. В соответствии с законами существования народной культуры программа по изучению фольклора должна быть направлена на создание единого целостного облика мироздания, данного традиционному человеку в двух основных ипостасях: годовой ритм природы и ритм человеческой жизни. Целесообразно, на первом этапе(например, первый год обучения) познакомить детей с народным календарем, определяющим все сферы жизнедеятельности крестьянина (земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы) в и соответствии природному круговороту. На втором этапе (на втором году обучения) можно знакомить детей с циклом жизни человека, его обрядовым оформлением (родильный, свадебный, похоронный) и мировоззренченской цельности: каждый фольклорный жанр соответствует определенному этапу возрастного развития и нравственного становления человека.
Особое место занимают фольклорные праздники. В современных условиях фольклорный праздник наиболее естественное приобщение школьников к национальной традиционной культуре, развитие интереса к бытовой истории, к обычаям своего народа. В атмосфере народного праздника происходит единение участников и зрителей, которые нередко сами принимают в нем активное участие.
Используемая литература:
Википедия
ФГОС второго поколения