Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка на примере математического содержания
Мачнева Светлана Владимировна
Воспитатель ГБС(К)ОУ №34
Математическое мышлении позволяет ребенку ориентироваться в окружающем мире, развивает его интеллект. Мышление дошкольника должно формироваться под целенаправленным внешнем воздействием. В современных условиях стало очевидно, что качество образования во многом определяет дальнейший прогресс нашего общества в самых различных сферах. Сила общества и его интеллект.
В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется интерес к математике.
У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. К.Д.Ушинский рассматривал игру как деятельность, вносящую в развитие ребенка такой вклад, который не может сравниваться ни с чем другим.
В процессе игры создается обстановка совместной деятельности взрослого и ребенка, и чем ближе взрослы к ребенку, чем больших результатов он достигает.
С одной стороны, игра и игровые приемы позволяют раскрыть перед детьми смысл усвоения математических знаний, заинтересовать их. С другой стороны, игра позволяет создать условия, при которых ребенок усваивает математических знания самостоятельно, без особо принуждения со стороны взрослых. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.
В игре ребенок активно познает воспринятую информацию.
Дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений, их связи и отношения, направлены прежде всего на развитие восприятия и мышления.
Для ребят дошкольного возраста игра является и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания.
Игра – для дошкольников способ познания окружающего мира. Замкнутые и стеснительные дети становятся более раскованными, ощущают радость совместной деятельности, чувствуют включенными в общее дело. Позволяет игра свободно выразить свои чувства, стремления, интересы.
Игра – лишь отчасти отвечает требованиям полной системы знаний: иногда это – «взрыв удивлений» детей от восприятий чего-то нового, неизведанного. Иногда игра – «поиск и открытие» и всегда игра – радость, путь детей к мечте.
Дидактическая игра объединяет разный состав детей по количеству и интересам. В своей работе я использую такие игры как: «Исправь отметку», «Назови соседей», «Кто знает, пусть дальше считает», «Не ошибись».
Важно, чтобы игра заинтересовала детей своей содержательной стороной. В этом плане большая роль принадлежит развивающим играм.
Это игры, созданные и систематизированные Б.И.Никитиным, а также З.А.Михайловым.
Стремление детей самостоятельно заниматься развивающими играми считается одним из показателей наличия у них интереса к математике.
В моей группе почти все дети охотно играют. Это существенно обогатило ролевые игры в «школу», «в семью», «в магазин» и т.д.
В сюжетно ролевых играх дети обычно отображаю то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.
В игре «магазин» предполагается обязательное использование счета. Так кассир должен пересчитать деньги, продавец – товар. В ходе игры ярко обнаруживаются различия играть и входить в коллектив играющих сверстников.
Для поддержания интересов детей к играм и к выполненным в них математических действиям необходимо вносить элементы новизны, создавать новые проблемные игровые ситуации, требующие осмысленно оперирования математическими знаниями. Так же ребята очень любят играть в игры, «загадки-отгадки».
Чтение детям считалок, стихотворений с включенными в них познавательными задачами, требующими счета, сравнения.
Например, загадать ребенку загадку про кота: « у него четыре лапки, лапки цап-царапки, пара чутких ушей. Он гроза для мышей». Отгадка не составляет затруднения при условии составления жизненного опыта. Имеющие в загадке числа: 2 (пара), 4 могут послужить поводом для восприятия предметов адэкватного количества, освоения приемов со считыванием, познания состава чисел, способов образования их на основе сравнения с другими числами.
Так, что можно сказать, что используя литературный материал, загадку, считалку, стихотворение, с целью организации процесса познания, его направленности на освоение математических знаний.
Играя с пальчиками под текст стихотворения Т.Ахмадовой «Урок счета» дети не только приобщаются к счету и использованию пальцев в качестве счетного материала, но и включаются в игру воображение. Размышляя, как ответить на занимательный вопрос, объяснить ход решения задачи-шутки, ребенок поставлен в условие активизации собственных эмоциональных, интеллектуальных сил.
Систематическое решение с детьми задач-шуток способствует развитию у них быстроты и логики мышления, способности выделять основное, устанавливать связи, проявлять сообразительность и смекалку.
Непременным условием использования художественного познавательного материала должно стать представление детям практической и мыслительной самостоятельности при отгадывании загадок, ответов на занимательные вопросы, задачи т. д.
Ребенку необходимо дать возможность самому подготовить ответ решения, высказаться по поводу задачи, обосновать ход поиска решения и конечный результат, экспериментировать. Воспитатель в случае затруднения со стороны ребенка, вступает с ним в дискуссию, опровергая ход мысли и практических действий ребенка, предлагая свои варианты, верные и ошибочные, давая тем самым ребенку выдвинуть предложение и проверить их, вести поиск результат осмысленно. решив задачу, ребенок испытывает истинную радость познания, что станет движущей силой развития его познавательной активности.
Загадка – средство усвоения представления о некоторых математических понятиях (множество, отношения, величина, число и т.д.). Это – «замысловатое и иносказательное описание предмета или явления, предполагаемое как вопрос для отгадывания, дается с целью испытать сообразительность, развивать наблюдательность к поэтической выдумке».
Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры.
Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
Загадки, в которых есть слова, связанные с формой предметов, раскрывающей свойства геометрических фигур.
Кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед (вишня).
Использование загадок на занятиях по математике способствует не только знакомству, закреплению конкретных знаниях детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д., но и обогащению и активизации словаря.
Так же я использую поговорки, пословицы и считалки.
Палочки-Кюизенера. Они являются своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится докодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел.
Дети дошкольного возраста могут уже оперировать некоторыми символами и знаками.
Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня, помогут им завтра бесстрашно окунуться в сложный математический мир.
Усвоению достаточно сложных математических знаний, формирование интересов к ним, помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Для развития и упрочнения интереса в моей группе отведено специальное место, где сосредоточены игры и другие дидактические материалы для самостоятельного использования. Для этого в группе созданы условия для уголков занимательной математики.
В уголке помещен разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.
Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящих детей к освоению детей шашек и шахмат: «Леса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы» и другие: Головоломки (на палочках и механически), логические задачи и кубики, лабиринты: игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов фигур, игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
Организуя уголок занимательной математики, я исходила из принципа доступности игр детям в данный момент. Помещая в уголок такие игры, игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.
От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет».
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности ребят использую магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных ими задач. В течение года по мере освоения детьми игр, включаю разнообразие их видов, ввожу более сложные игры, с новыми занимательными материалами.
Всю работу в уголке я организую с учетом индивидуальных особенностей детей.
Предлагая ребенку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Интерес к игре становится устойчивым, когда ребенок видит свои успехи.
Материал, который я использую решает задачи умственного развития детей, их познавательных процессов и способностей.
ЛиЛитература:
Развивающие игры. – Никитин Б.П. – М.Педагогика, 1981 г.
Математика от 3х до 6. – СПб.Акцидент, 1995 г.
Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений.- Ленинград, 1990 г.
Дошкольная математика в играх. Шевелев.- Мозаика.- Синтез, 2004 г.
Литературный материал с математическим содержанием. СПб, 1993 г.
Игровые занимательные задачи для дошкольников. – З.А.Михайлова. – М.-Просвещение, 1990 г.
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.Просвещение, 1993 г.
Дошкольное воспитание № 8 2005 г.Е. Шаталова «Раз, два, раз, два, раз, два, три! Всю считалку повтори!».