Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка на примере математического содержания

Мачнева Светлана Владимировна

Воспитатель ГБС(К)ОУ №34

 

Математическое мышлении позволяет ребенку ориентироваться в окружающем мире, развивает его интеллект. Мышление дошкольника должно формироваться под целенаправленным внешнем воздействием. В современных условиях стало очевидно, что качество образования во многом определяет дальнейший прогресс нашего общества в самых различных сферах. Сила общества и его интеллект.

В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется интерес к математике.

У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. К.Д.Ушинский рассматривал игру как деятельность, вносящую в развитие ребенка такой вклад, который не может сравниваться ни с чем другим.

В процессе игры создается обстановка совместной деятельности взрослого и ребенка, и чем ближе взрослы к ребенку, чем больших результатов он достигает.

С одной стороны, игра и игровые приемы позволяют раскрыть перед детьми смысл усвоения математических знаний, заинтересовать их. С другой стороны, игра позволяет создать условия, при которых ребенок усваивает математических знания самостоятельно, без особо принуждения со стороны взрослых. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.

В игре ребенок активно познает воспринятую информацию.

Дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений, их связи и отношения, направлены прежде всего на развитие восприятия и мышления.

 Для ребят дошкольного возраста игра является и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания.

Игра – для дошкольников способ познания окружающего мира. Замкнутые и стеснительные дети становятся более раскованными, ощущают радость совместной деятельности, чувствуют включенными в общее дело. Позволяет игра свободно выразить свои чувства, стремления, интересы.

Игра – лишь отчасти отвечает требованиям полной системы знаний: иногда это – «взрыв удивлений» детей от восприятий чего-то нового, неизведанного. Иногда игра – «поиск и открытие» и всегда игра – радость, путь детей к мечте.

Дидактическая игра объединяет разный состав детей по количеству и интересам. В своей работе я использую такие игры как: «Исправь отметку», «Назови соседей», «Кто знает, пусть дальше считает», «Не ошибись».

Важно, чтобы игра заинтересовала детей своей содержательной стороной. В этом плане большая роль принадлежит развивающим играм.

Это игры, созданные и систематизированные Б.И.Никитиным, а также З.А.Михайловым.

Стремление детей самостоятельно заниматься развивающими играми считается одним из показателей наличия у них интереса к математике.

В моей группе почти все дети охотно играют. Это существенно обогатило ролевые игры в «школу», «в семью», «в магазин» и т.д.

В сюжетно ролевых играх дети обычно отображаю то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.

В игре «магазин» предполагается обязательное использование счета. Так кассир должен пересчитать деньги, продавец – товар. В ходе игры ярко обнаруживаются различия играть и входить в коллектив играющих сверстников.

Для поддержания интересов детей к играм и к выполненным в них математических действиям необходимо вносить элементы новизны, создавать новые проблемные игровые ситуации, требующие осмысленно оперирования математическими знаниями. Так же ребята очень любят играть в игры, «загадки-отгадки».

Чтение детям считалок, стихотворений с включенными в них познавательными задачами, требующими счета, сравнения.

Например, загадать ребенку загадку про кота: « у него четыре лапки, лапки цап-царапки, пара чутких ушей. Он гроза для мышей». Отгадка не составляет затруднения при условии составления жизненного опыта. Имеющие в загадке числа: 2 (пара), 4 могут послужить поводом для восприятия предметов адэкватного количества, освоения приемов со считыванием, познания состава чисел, способов образования их на основе сравнения с другими числами.

Так, что можно сказать, что используя литературный материал, загадку, считалку, стихотворение, с целью организации процесса познания, его направленности на освоение математических знаний.

Играя с пальчиками под текст стихотворения Т.Ахмадовой «Урок счета» дети не только приобщаются к счету и использованию пальцев в качестве счетного материала, но и включаются в игру воображение. Размышляя, как ответить на занимательный вопрос, объяснить ход решения задачи-шутки, ребенок поставлен в условие активизации собственных эмоциональных, интеллектуальных сил.

Систематическое решение с детьми задач-шуток способствует развитию у них быстроты и логики мышления, способности выделять основное, устанавливать связи, проявлять сообразительность и смекалку.

Непременным условием использования художественного познавательного материала должно стать представление детям практической и мыслительной самостоятельности при отгадывании загадок, ответов на занимательные вопросы, задачи т. д.

Ребенку необходимо дать возможность самому подготовить ответ решения, высказаться по поводу задачи, обосновать ход поиска решения и конечный результат, экспериментировать. Воспитатель в случае затруднения со стороны ребенка, вступает с ним в дискуссию, опровергая ход мысли и практических действий ребенка, предлагая свои варианты, верные и ошибочные, давая тем самым ребенку выдвинуть предложение и проверить их, вести поиск результат осмысленно. решив задачу, ребенок испытывает истинную радость познания, что станет движущей силой развития его познавательной активности.

Загадка – средство усвоения представления о некоторых математических понятиях (множество, отношения, величина, число и т.д.). Это – «замысловатое и иносказательное описание предмета или явления, предполагаемое как вопрос для отгадывания, дается с целью испытать сообразительность, развивать наблюдательность к поэтической выдумке».

Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры.

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).

Загадки, в которых есть слова, связанные с формой предметов, раскрывающей свойства геометрических фигур.

Кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед (вишня).

Использование загадок на занятиях по математике способствует не только знакомству, закреплению конкретных знаниях детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д., но и обогащению и активизации словаря.

Так же я использую поговорки, пословицы и считалки.

Палочки-Кюизенера. Они являются своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится докодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел.

Дети дошкольного возраста могут уже оперировать некоторыми символами и знаками.

Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня, помогут им завтра бесстрашно окунуться в сложный математический мир.

Усвоению достаточно сложных математических знаний, формирование интересов к ним, помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Для развития и упрочнения  интереса в моей группе отведено специальное место, где сосредоточены игры и другие дидактические материалы для самостоятельного использования. Для этого в группе созданы условия для уголков занимательной математики.

В уголке помещен разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.

Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящих детей к освоению детей шашек и шахмат: «Леса и гуси», «Мельница», «Волки  и овцы» и другие: Головоломки (на палочках и механически), логические задачи и кубики, лабиринты: игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов фигур, игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

Организуя уголок занимательной математики, я исходила из принципа доступности игр детям в данный момент. Помещая в уголок такие игры, игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества  имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет».

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности ребят использую магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных ими задач. В течение года по мере освоения детьми игр, включаю разнообразие их видов, ввожу более сложные игры, с новыми занимательными материалами.

Всю работу в уголке я организую с учетом индивидуальных особенностей детей.

Предлагая ребенку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Интерес к игре становится устойчивым, когда ребенок видит свои успехи.

Материал, который я использую решает задачи умственного развития детей, их познавательных процессов и способностей.

 

ЛиЛитература:

Развивающие игры. – Никитин Б.П. – М.Педагогика, 1981 г.

Математика от 3х до 6. – СПб.Акцидент, 1995 г.

Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений.- Ленинград, 1990 г.

Дошкольная математика в играх. Шевелев.- Мозаика.- Синтез, 2004 г.

Литературный материал с математическим содержанием. СПб, 1993 г.

Игровые занимательные задачи для дошкольников. – З.А.Михайлова. – М.-Просвещение, 1990 г.

Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.Просвещение, 1993 г.

Дошкольное воспитание № 8 2005 г.Е. Шаталова «Раз, два, раз, два, раз, два, три! Всю считалку повтори!».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»