Каллиграфия. Теория и практика
Парилова Елена Валерьевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №7 г. Якутска
Все мы с детства помним о «минутках чистописания» в начальной школе. В некоторых школах чистописание – обучение красивому четкому письму –является предметом школьного преподавания.
Каллиграфия - это искусство писать четким, красивым почерком. У большинства из нас далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы всё больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма действительно увеличивается с каждым годом, и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения [1].
Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом обучения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное.
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке.
Одним из “больных” вопросов для учителей начальных классов всегда являлся вопрос об обучении детей письму.
Можно выделить следующие основные недочёты письма учащихся:
1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.
Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.
2. Каллиграфические ошибки:
- Неумение придерживаться строки
- Несоблюдение наклона и размеров букв
- Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
- «Дрожащее письмо»
- Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо [4].
3. Графические ошибки:
- Пропуск букв по невниманию
- Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные)
- Замена букв
- По причине неразличения парных звонких и глухих согласных
- По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов) [2].
Ввиду вышесказанного представляется необходимым выработать специфическую методику по обучению младших школьников каллиграфическому письму. Предлагаю собственную разработку: упражнения по каллиграфии для IV классов. Эти упражнения должны проводиться ежедневно на уроках русского языка в течение 8-10 минут
Упражнения по каллиграфии в IV классах
1.Аа ам ал ан
Амур Алазея алмазы Анабар
Якутию часто называют алмазным краем.
2. Бббебобибр бы
берёза богатство бивень брусника
В Якутске, как и в Петербурге, бывают белые ночи.
3. Вввивьве
Вилюй Вилюйск вьюга величие
Якутск – один из немногих городов мира, построенный на вечной мерзлоте.
4. Гггогл
горностай горизонт горы
Гордость Якутии и главная ее водная артерия – река Лена.
5. Дддр до
древность древесина достояние дружба
Якутия славится своими драгоценными камнями.
6. Ее ел едежей есед
ель единение ежевика
Диких зверей и птиц в Якутии можно наблюдать в естественной среде их обитания, многие из них – редкие.
7. Жжжижу же жа
животные журавль жужелица
В июле жара в Якутске достигает плюс сорока градусов, а в январе температура нередко опускается ниже минус пятидесяти.
8. Зз за звзизозы
заповедник звероводство зима
Золото, алмазы, золотые самородки Якутии - глаз не оторвать.
9. Ии ин из ис
Индигирка изюбрь институт
История Якутии весьма интересна.
10. Ййий
Официальные языки Республики Саха – якутский и русский.
11. Кккл ко кекр
климат коневодство кедр Колыма
Красота Якутии – Ленские Столбы.
12. Ллли лоле ль ля
Ленск лиственница лосось лебедь
В лесах и тундрах обитают песец, соболь, заяц-беляк, лисица, северный олень, лось.
13. Мммомумнмема
морошка муксун многолетняя мерзлота мех
Якутск гордится своим Музеем Мамонта.
14. Ннне но на ны
нельма Нерюнгри норка
Народ Саха – самый северный.
15. Ооок ос ом ох ол он ор ого овок
окунь осётр омуль охота оленеводство ондатра
Якутия омывается морями Северного Ледовитого океана.
16. Пп пи прпупе по пр
пихта промысел просторы пушнина песец
Якутия покоряет путешественников красотой своей первозданной природы.
17. Рр ре рярариро ре
регион река ряпушка разнообразие
Республика Саха богата природными ресурсами.
18. Сс Се со ст си
Север сосна соболь стерх
В Верхоянске можно увидеть уникальное природное явление - Северное сияние.
19. ТтТи те ту та то тс ти
Тикси территория тундра тайга тополь температура
Самой ценной для якутского рыбака добычей считается «речной тигр» - таймень.
20. Ууугукулунут уд
уголь указ улус унты уникальность
В Якутии из кости мамонта делают удивительные украшения.
21. Фф фи фл фа Фр
филин флора фауна
Якутия равна по площади пяти Франциям.
22. Хххо
хомус хоровод хозяйство
В Якутии находится Полюс Холода – самая холодная точка Северного полушария.
23. Цццаци
цапля цинк царство
Сахацирк - самый северный цирк в мире.
24. Чччичоча Чу чк Че
чирчорон чайка Чукотка
Самая высокая точка — гора Победа — находится на хребте Черского.
25. Шш шу ша
шуба шапка шаль
Уникальны якутские лошади, которые с легкостью выдерживают мороз и самостоятельно добывают себе корм из-под снега.
26. Щщ ща щещу
щавель щебень
В Якутии водятся щуки гигантских размеров.
27. Ысыьъъьзъенье чье ль
Ысыах - праздник лета в Якутии. Разъезжать по окрестностям Якутии, управляя оленьей или собачьей упряжкой, – настоящее удовольствие.
28. Эээкэв
экстрим экспедиция
Коренные малочисленные народы Севера – эвенки, эвены, юкагиры.
29. Юююжюк юр
южный юкагир
Юрта является уникальным жилищем, благодаря своей конструкции.
30. Яяяг яс Як
ягель ягода ясак
Якутск – столица Якутии, самого крупного региона России.
На уроках каллиграфии путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формируются у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствуют сохранению четкости почерка и обеспечивают достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене [3].
Считаю данную методику весьма эффективной. Помимо ярко выраженных плюсов, таких как развитие памяти, внимания и, главным образом, навыков чистописания, она обладает к тому же ещё и огромным преимуществом: она несёт в себе обучающую функцию, в соответствии с которой ребёнок узнаёт об особенностях своей Родины, что воспитывает в нём чувство гордости за неё.
Литература:
1. Агаркова Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. – М.: Начальная школа, 2013.
2. Потапова Е. Н. Обучение письму младших школьников. – М.: Просвещение, 2012.
3. Саглин В. А. Обучение письму в начальной школе. – Л., 2011.
4. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 2012. – С.7-8.