Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Программа кружка «Кубанская игрушка»

Зинченко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
 МБОУ СОШ №1 ст. Кущёвской,
Краснодарского края

 Пояснительная записка

      Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.

      Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. это объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде. Жизнь игрушки кратковременна, поэтому и обнаружить её старинные оригинальные образцы весьма затруднительно.Если ранее и случалось, что хроникеры и мемуаристы замечали игрушку, то обыкновенно описывали как курьёз.В такой ситуации не стоял вопрос ни о сборе более полной информации, ни о стремлении изучить её. Возможно именно дети могут исправить такое положение вещей.

      Основная цель работы кружка «Кубанская игрушка» - формирование личности способной ценить и изучать традиции, историю, особенности культуры и быта народов Кубани.

      Основные задачи:  

- приобщение детей к национальной культуре, воспитание духовности;

-изучение, сохранение, воспроизводство и развитие культурного наследия Кубани;

- приобретение навыков исследовательской деятельности в ходе изучения истории игрушки Кубани;

- знакомство с народными представлениями о взаимосвязи божественных и природных сил.                                                             

       Программа кружка «Кубанская игрушка» позволяет активизировать знания ребят  об историческом развитии Кубани, так как история народной игрушки на Кубани - отражение процессов развития, связанных с условиями жизни мастеров и социально-экономическими изменениями в жизни общества. Народная культура Кубани стала формироваться на основе синтеза восточноукраинских и южнорусских этнических традиций лишь с конца XVIIIв. (в связи с зарождением кубанского казачества). Формирование и взаимодействие русской и украинской этнографической групп- при активном участии народов северокавказского региона - привело к возникновению новой региональной этнокультуры Кубанского казачества, имеющей свои особенности. Скудные письменные сообщения, отдельные находки современных экспедиций и немногие музейные экспонаты позволяют судить о своеобразном художественном языке кубанской игрушки, в том числе глиняной.

      Программа кружка «Кубанская игрушка» является интегрированной. В процессе занятий ребята познакомятся с  природными особенностями, полезными ископаемыми, развитием ремёсел на Кубани, историческими представлениями  о связи высших сил и природы.Развитие производства игрушки в разных местах Кубани ( например, станицах Павловской, старощербиновской) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы - хорошей красной глины (реже синей, белой, жёлтой) и  песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами- макитрами, глечиками, мисками, горшками. Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки.Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска.Такой простейший приём формовки и несложный лепной арнамент (защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приёмов было достаточно для создания выразительной, несклоько юмористичной характеристики птицы или зверя. Кажется, что глиняные игрушки были примитивны, но они прочны, забавны и недороги.Очень любили кубанские мастера образы птиц, уточек, петушков, барашков, коников.

      В древности культовое и игровое значение таких фигурок тесно переплетались между собой. В них отрожались народные представления о взаимосвязях космических, божественных и природных сил. Долгое время люди верили в способность издаваемых игрушкой свиста и шума отгонять злые силы.  

 

    Для более успешной работы необходимо разнообразить формы проведения занятий кружка: экскурсии, исследования, встречи со старожилами и народными умельцами, заочные путешествия на выставки и прочее.

      В основе построения  лежит принцип использования уже имеющихся знаний и опыта учащихся, и в дальнейшем на этой базе возможность более глубокого изучения объектов.

Содержание программы.

Раздел 1. Поисковая и собирательская деятельность учащихся (9часов)

- работа детей по исследованию народной глиняной игрушки (путём бесед с родственниками, изучением документов, фотоархивов семьи)

- изучение и сбор материала по теме «Куклы и игрушки- свистульки  моих прапрабабушек и прапрадедушек, прабабушек, бабушек».

- оформление альбома с рисунками, фотографиями, воспоминаниями.

Раздел 2. Научно-исследовательская работа (6 часов).

- изучение и исследование кубанской игрушки путём сопоставления с русской - народной игрушкой  Виртуальная экскурсия в выставочные залы музеев игрушек.

- составление подробного описания экземпляра по заранее подготовленному плану (автор, название, значение)  Центр декоративно-прикладного искусства

- изучение и исследование значения игрушки в казачьем быту (с привлечением исторической литературы, документов, фотографий) Районный исторический музей

- оформление исследовательской работы.

Раздел 3. Народная глиняная игрушка Кубани (8 часов).

- развитие производства игрушек из глины;

- близкие кубанским мастерам образы птиц, уточек, «петушков и барашков», «коников»;

- свистульки;

- почему исчезли глиняные свистульки. Появление фаянса, стекла, металла.

Раздел 4. Возрождение глиняной куклы (7 часов)

- Особые способы несложной быстрой лепки.

- Простейший приём формовки и несложный лепной арнамент (защипы и ямочки).

- Приёмы для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя.

- Наиболее распространённые и близкие кубанским мастерам образы птиц, уточек,коников.

- Народные представления о взаимосвязи космических, божественных и природных сил.

- Глиняные фигурки-свистульки.

- Глиняная игрушка знакомит детей с народной музыкой.

К концу обучения учащиеся должны:

иметь представления

- об истории развития народной глиняной игрушки

-  разных местах производства глиняных игрушек, связанных с наличием сырья для изготовления

- особенностях  игрушек – свистулек

- о технологии создания глиняных кукол

на практическом уровне

- соблюдать правила ТБ при работе с пластичными материалами, колющими и режущими инструментами

- использовать простейшие приёмы лепки  кукол

- составлять описание объекта по плану

- владеть начальными навыками исследовательской деятельности

Литература

1.Измайлов А. Баталпашинск // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1889. – Вып. 8. – С. 187; Старощербиновская станица // Там же. – С. 177; Апостолов Л. Я. Географический очерк Кубанской области. – Тифлис, 1897. – С. 278.
2. Бондарь Н. И. Традиционная культура Кубанского казачества: Изб. работы. – Краснодар, 1999.
3. Чмырева И. Ю. Тряпичные куклы Кубани // Народное творчество. – 1996. – № 1. – С. 14–15; Капышкина С. Ю. Аутентичные виды декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани: состояние и перспективы // Проблемы и пути развития народного художественного творчества: Тезисы докладов научно-практической конференции. – Краснодар, 1998. – С. 66–69; Гангур Н. А. Гончарное производство в Кубанской области: историческое развитие и типология керамических форм // Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. – 2003. – № 1–2. – С. 35–43.
4. Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития. – М.–Л., 1936.

5. Internet- ресурсы: «Мама в сети», форум для креативных мам.

http://www. dev77.ru

http://www.slavakubani.ru

Тематическое планирование занятий кружка

 

№п/п

Тема занятий кружка «Кубанская игрушка»

Дата

 

Поисковая и собирательская деятельность

 

1

Вводное занятие по теме «Кубанская игрушка».

 

2

Исследования по истории

 

3

Игрушки моих прабабушек и прадедушек.

 

4

Поиск фотодокументов в семейных архивах.

 

5

Развитие производства игрушки в разных местах Кубани.

 

6

Оформление альбома с рисунками «Глиняные игрушки моих прабабушек»

 

7

Экскурсия в районный музей «История игрушки на Кубани»

 

8

Экскурсия в музей микрорайона «Игрушки в казачьем быту»

 

9

Оформление фотографий, воспоминаний  в электронном виде.

 

 

Научно-исследовательская работа.

 

10

Русская народная глиняная игрушка. Кубанская игрушка.

 

11

Встреча с Воробьёвой Т.Н., руководителем студии «Возрождение» ДДТ ст. Кущёвской

 

12

Виртуальная экскурсия в выставочные залы музеев игрушек

 

13

Составление описания игрушки (автор, название, значение)

 

14

Оформление исследовательской работы.

 

15

Выступление  с результатами исследований перед учениками класса,школы.

 

 

Народная глиняная игрушка Кубани.

 

16

Развитие производства игрушек из глины

 

17

Заготовка глины для лепки. Образы птичек и уточек.

 

18

Лепка. «Петушки» .

 

19

Лепка. «Коники».

 

20

Свистульки

 

21

Лепка. «Барашки»

 

22

Разработка глиняной игрушки морской тематики

 

23

Разработка глиняной игрушки по теме « Кубанцы-удальцы»

 

 

Возрождение глиняной куклы

 

24

Особые способы несложной быстрой лепки.

 

25

Простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и ямочки)

 

26

Приемы для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя.

 

27

Лепка птиц, уточек, "петушков и барашков", "коников".

 

28

Взаимосвязь космических, божественных и природных сил.

 

29

Глиняные фигурки – все обязательно являются свистульками.

 

30

Знакомство с народной музыкой с помощью игрушек-свистулек.

 

31

В основе своей свисток имеет одинаковое устройство для всех центров народной игрушки России.

 

 

32

Глиняные куклы. Создание мультфильма.

 

33

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»