Программа кружка «Кубанская игрушка»
Зинченко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №1 ст. Кущёвской,
Краснодарского края
Пояснительная записка
Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.
Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. это объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде. Жизнь игрушки кратковременна, поэтому и обнаружить её старинные оригинальные образцы весьма затруднительно.Если ранее и случалось, что хроникеры и мемуаристы замечали игрушку, то обыкновенно описывали как курьёз.В такой ситуации не стоял вопрос ни о сборе более полной информации, ни о стремлении изучить её. Возможно именно дети могут исправить такое положение вещей.
Основная цель работы кружка «Кубанская игрушка» - формирование личности способной ценить и изучать традиции, историю, особенности культуры и быта народов Кубани.
Основные задачи:
- приобщение детей к национальной культуре, воспитание духовности;
-изучение, сохранение, воспроизводство и развитие культурного наследия Кубани;
- приобретение навыков исследовательской деятельности в ходе изучения истории игрушки Кубани;
- знакомство с народными представлениями о взаимосвязи божественных и природных сил.
Программа кружка «Кубанская игрушка» позволяет активизировать знания ребят об историческом развитии Кубани, так как история народной игрушки на Кубани - отражение процессов развития, связанных с условиями жизни мастеров и социально-экономическими изменениями в жизни общества. Народная культура Кубани стала формироваться на основе синтеза восточноукраинских и южнорусских этнических традиций лишь с конца XVIIIв. (в связи с зарождением кубанского казачества). Формирование и взаимодействие русской и украинской этнографической групп- при активном участии народов северокавказского региона - привело к возникновению новой региональной этнокультуры Кубанского казачества, имеющей свои особенности. Скудные письменные сообщения, отдельные находки современных экспедиций и немногие музейные экспонаты позволяют судить о своеобразном художественном языке кубанской игрушки, в том числе глиняной.
Программа кружка «Кубанская игрушка» является интегрированной. В процессе занятий ребята познакомятся с природными особенностями, полезными ископаемыми, развитием ремёсел на Кубани, историческими представлениями о связи высших сил и природы.Развитие производства игрушки в разных местах Кубани ( например, станицах Павловской, старощербиновской) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы - хорошей красной глины (реже синей, белой, жёлтой) и песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами- макитрами, глечиками, мисками, горшками. Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки.Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска.Такой простейший приём формовки и несложный лепной арнамент (защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приёмов было достаточно для создания выразительной, несклоько юмористичной характеристики птицы или зверя. Кажется, что глиняные игрушки были примитивны, но они прочны, забавны и недороги.Очень любили кубанские мастера образы птиц, уточек, петушков, барашков, коников.
В древности культовое и игровое значение таких фигурок тесно переплетались между собой. В них отрожались народные представления о взаимосвязях космических, божественных и природных сил. Долгое время люди верили в способность издаваемых игрушкой свиста и шума отгонять злые силы.
Для более успешной работы необходимо разнообразить формы проведения занятий кружка: экскурсии, исследования, встречи со старожилами и народными умельцами, заочные путешествия на выставки и прочее.
В основе построения лежит принцип использования уже имеющихся знаний и опыта учащихся, и в дальнейшем на этой базе возможность более глубокого изучения объектов.
Содержание программы.
Раздел 1. Поисковая и собирательская деятельность учащихся (9часов)
- работа детей по исследованию народной глиняной игрушки (путём бесед с родственниками, изучением документов, фотоархивов семьи)
- изучение и сбор материала по теме «Куклы и игрушки- свистульки моих прапрабабушек и прапрадедушек, прабабушек, бабушек».
- оформление альбома с рисунками, фотографиями, воспоминаниями.
Раздел 2. Научно-исследовательская работа (6 часов).
- изучение и исследование кубанской игрушки путём сопоставления с русской - народной игрушкой Виртуальная экскурсия в выставочные залы музеев игрушек.
- составление подробного описания экземпляра по заранее подготовленному плану (автор, название, значение) Центр декоративно-прикладного искусства
- изучение и исследование значения игрушки в казачьем быту (с привлечением исторической литературы, документов, фотографий) Районный исторический музей
- оформление исследовательской работы.
Раздел 3. Народная глиняная игрушка Кубани (8 часов).
- развитие производства игрушек из глины;
- близкие кубанским мастерам образы птиц, уточек, «петушков и барашков», «коников»;
- свистульки;
- почему исчезли глиняные свистульки. Появление фаянса, стекла, металла.
Раздел 4. Возрождение глиняной куклы (7 часов)
- Особые способы несложной быстрой лепки.
- Простейший приём формовки и несложный лепной арнамент (защипы и ямочки).
- Приёмы для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя.
- Наиболее распространённые и близкие кубанским мастерам образы птиц, уточек,коников.
- Народные представления о взаимосвязи космических, божественных и природных сил.
- Глиняные фигурки-свистульки.
- Глиняная игрушка знакомит детей с народной музыкой.
К концу обучения учащиеся должны:
иметь представления
- об истории развития народной глиняной игрушки
- разных местах производства глиняных игрушек, связанных с наличием сырья для изготовления
- особенностях игрушек – свистулек
- о технологии создания глиняных кукол
на практическом уровне
- соблюдать правила ТБ при работе с пластичными материалами, колющими и режущими инструментами
- использовать простейшие приёмы лепки кукол
- составлять описание объекта по плану
- владеть начальными навыками исследовательской деятельности
5. Internet- ресурсы: «Мама в сети», форум для креативных мам.
http://www. dev77.ru
http://www.slavakubani.ru
Тематическое планирование занятий кружка
№п/п |
Тема занятий кружка «Кубанская игрушка» |
Дата |
|
Поисковая и собирательская деятельность |
|
1 |
Вводное занятие по теме «Кубанская игрушка». |
|
2 |
Исследования по истории |
|
3 |
Игрушки моих прабабушек и прадедушек. |
|
4 |
Поиск фотодокументов в семейных архивах. |
|
5 |
Развитие производства игрушки в разных местах Кубани. |
|
6 |
Оформление альбома с рисунками «Глиняные игрушки моих прабабушек» |
|
7 |
Экскурсия в районный музей «История игрушки на Кубани» |
|
8 |
Экскурсия в музей микрорайона «Игрушки в казачьем быту» |
|
9 |
Оформление фотографий, воспоминаний в электронном виде. |
|
|
Научно-исследовательская работа. |
|
10 |
Русская народная глиняная игрушка. Кубанская игрушка. |
|
11 |
Встреча с Воробьёвой Т.Н., руководителем студии «Возрождение» ДДТ ст. Кущёвской |
|
12 |
Виртуальная экскурсия в выставочные залы музеев игрушек |
|
13 |
Составление описания игрушки (автор, название, значение) |
|
14 |
Оформление исследовательской работы. |
|
15 |
Выступление с результатами исследований перед учениками класса,школы. |
|
|
Народная глиняная игрушка Кубани. |
|
16 |
Развитие производства игрушек из глины |
|
17 |
Заготовка глины для лепки. Образы птичек и уточек. |
|
18 |
Лепка. «Петушки» . |
|
19 |
Лепка. «Коники». |
|
20 |
Свистульки |
|
21 |
Лепка. «Барашки» |
|
22 |
Разработка глиняной игрушки морской тематики |
|
23 |
Разработка глиняной игрушки по теме « Кубанцы-удальцы» |
|
|
Возрождение глиняной куклы |
|
24 |
Особые способы несложной быстрой лепки. |
|
25 |
Простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и ямочки) |
|
26 |
Приемы для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя. |
|
27 |
Лепка птиц, уточек, "петушков и барашков", "коников". |
|
28 |
Взаимосвязь космических, божественных и природных сил. |
|
29 |
Глиняные фигурки – все обязательно являются свистульками. |
|
30 |
Знакомство с народной музыкой с помощью игрушек-свистулек. |
|
31 |
В основе своей свисток имеет одинаковое устройство для всех центров народной игрушки России.
|
|
32 |
Глиняные куклы. Создание мультфильма. |
|
33 |
Итоговое занятие |
|