Как повысить школьную успеваемость учащихся начальной школы
Иванова Елена Георгиевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга
учитель начальных классов ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цели: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи: 1. Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации 2. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ. 3. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников 4. Реализация разноуровнего обучения 5. Формирование ответственного отношения учащихся к учебной деятельности
Причины неуспеваемости:
- Отсутствие мотивации
- Социальные причины
- Наследственность
- Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса
- Отвлекающие факторы
- Личные проблемы
- Конфликты в школе и дома
- Неумение организовать свою работу
- Прочие
Те, кто имеет:
- слабые умственные способности
- слабые учебные умения;
- низкие навыки устной и письменной речи;
- не владеет нормой чтения текст
- не владеет техникой устного счета
- низкий уровень памяти; не сформировались навыки исполнительного труда
- не сформировалось сознательное прилежание
- сформулированное отношение к трудному делу
- низкая мотивация к обучению
- Организация режима дня
- Выполнение домашних заданий
- Приучение детей к самостоятельности
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося входные К/Р, ДКР (метапредметные умения).
2. Проведение контрольных срезов знаний учащихся по основным разделам учебного материала для определения фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. 3. Составить список слабоуспевающих учащихся по предметам классными руководителями.
4.Провести собеседование с учителями по поводу выяснения причины их отставания.
5.Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися
6. Оформить : план работы со слабоуспевающими учащимися на текущий учебный год, график индивидуальной работы со слабоуспевающими, отчёт учителя по работе со слабоуспевающими по итогам четверти, года.
7. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в специальных тетрадях по предмету.
10. Проведение мониторингов, ДКР, ВПР. (4 классы).
Мероприятия по повышению качества образования школьников
1. Включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику
2. Использовать на уроках различные виды опроса для объективности результата. 3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы.
4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно.
5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки.
6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
7. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости.
8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи.
Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:
• В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
• При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы.
• В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью.
• При организации самостоятельной работы: выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Работа по повышению качества знаний учащихся:
• Внутренний и внешний мониторинги.
• Составление программы действий.
• Выполнение поставленных целей и задач по повышению качества знаний учащихся. Реализация плана работы с неуспевающими учителями предметниками
• Индивидуальный подход к учащимся.
• Включать в работу упражнения для развития памяти и внимания.
• Включение в учебную работу всех учеников. • Учить правильно организовывать свое время.
• Уделять внимание ЗОЖ.
• Продумывать объем домашних заданий.
• Метод обучения в команде. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы.
• Проектно-исследовательская деятельность.
• Тренировать волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках. Реализация плана работы с неуспевающими учителями предметниками
• Создание ситуации успеха.
• Формирование навыка чтения.
• Лишить ребёнка пустого времяпрепровождения.
• Внеурочная занятость. Вовлечение в те сферы, где ученик может проявить себя.
• Групповая работа.
• Опережающее обучение
• Рефлексия. Самоконтроль, самооценка.
• Психологический микроклимат, каждому «есть место в классе».
• Контроль со стороны администрации - регулярные срезовые работы по классам (проводит зам. директора по УВР)