Формирование предпосылок универсальных учебных действий, как основа преемственности дошкольного и начального образования
Яцкова Ирина Анатольевна,
воспитатель ГБОУ СОШ №619
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
Впервые на уровне нормативных документов в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены универсальные предпосылки к учебной деятельности (УУД), обеспечивающие социальную успешность дошкольников при переходе к обучению в начальной школе, а, следовательно — преемственность дошкольного и начального образования. Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта. В другом, более узком значении - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Различают 4 блока Универсальных учебных действий:
-
Личностные;
-
Познавательные;
-
Регулятивные;
-
Коммуникативные.
В дошкольном возрасте речь идет о формировании предпосылок к УУД.
Формы работы для формирования УУД
|
Целевые ориентиры
|
Личностные предпосылки УУД
|
-
(участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-
подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
-
творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
-
самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
-
дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;
|
-
умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
-
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
-
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
-
формирование познавательной и социальной мотивации;
-
формирование адекватной самооценки;
-
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
-
формирование способности учитывать чужую точку зрения;
-
воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
|
Регулятивные предпосылки УУД
|
-
«преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
-
поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
-
взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
-
взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;
-
заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
-
«ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
-
контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
|
-
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-
умение сохранять заданную цель;
-
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-
умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
-
умение контролировать свою деятельность по результату;
-
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
-
умение работать по инструкции взрослого;
-
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
-
готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
-
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
-
умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
|
Познавательные предпосылки УУД
|
-
классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
-
анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
-
синтез – объединение отдельных компонентов в целое;
-
сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
-
обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
-
сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
-
сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
-
исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
-
подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
-
прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
-
работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
-
знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
-
работа со схемами, составление схем-опор;
-
решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
-
установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
|
-
навыки сформированности сенсорных эталонов;
-
ориентировка в пространстве и времени;
-
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
-
умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
-
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
-
умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
-
умение выделять существенные признаки объектов;
-
умение устанавливать аналогии на предметном материале;
-
умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
-
умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
-
умение производить анализ и синтез объектов;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи.
-
ориентировка в пространстве и времени;
-
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
-
умение ориентироваться в книге;
-
умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
-
умение находить нужную страницу;
-
умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
-
умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
-
умение пользоваться простейшими инструментами.
|
Коммуникативные предпосылки УУД
-
«составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
-
составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
-
«составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
-
«выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
-
обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
-
групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
-
«объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
-
«ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
|
-
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
-
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
-
строить монолог и диалоговую речь;
-
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-
ориентация на партнера по общению;
-
умение слушать собеседника.
-
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
строить понятные для партнёра высказывания;
|
Сегодня процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Воспитателю в современных условиях на основе известных методов необходимо выработать свой стиль работы, формы сотрудничества эффективное использование приемов активизации познавательной деятельности.
Преемственность детского сада и школы, где «детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.