Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Содержание, технология и организационно-педагогические
условия формирования функциональной грамотности обучающихся

Титова Татьяна Евгеньевна
    ФГОС основного общего образования в своей основе содержит целевую установку на формирование функциональной грамотности обучающихся. Личностное развитие ученика является приоритетной задачей образования. Однако, несмотря на конкретные установки нормативных правовых документов к системе образования, наполнение содержания учебного материала с точки зрения формирования функциональной грамотности обучающихся остается не на должном уровне.
     Чтобы исправить сложившуюся ситуацию учителям школьных предметов в целом, и математики в частности необходимо особое внимание уделять подбору учебного материала к уроку. Ориентация образовательного процесса на развитие компетенций, уверенное владение которыми позволит выпускнику школы эффективно функционировать в современном обществе, становится одной из приоритетных задач образования. Успех реализации концепции «образование через всю жизнь» во многом зависит от качества школьного образования в части формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
       Международное исследование PISA определяет функциональную математическую грамотность как овладение системой компетенций. Названные компетенции представляют собой набор приобретенных на уроках математики и во внеурочной деятельности математических знаний и умений, которые будут использоваться для решения задач прикладного характера. Имеется ввиду решение задач и в процессе обучения, и во взрослой жизни.
          Функциональная математическая грамотность включает в себя следующие аспекты: обучающийся может выявить возникающие проблемные вопросы, для решения которых необходимы математические знания; обучающийся может найти решение проблемного вопроса через использование конкретных математических знаний и умений; обучающийся может обосновать суть предложенного решения проблемного вопроса используя математическую терминологию; обучающийся может анализировать свое решение проблемного вопроса, рациональность используемых методов и полученный результат; обучающийся может интерпретировать полученные результаты с точки зрения постановки проблемного вопроса. Для организации наиболее эффективного процесса формирования и развития функциональной грамотности обучающихся в ходе обучения существуют определенные педагогические условия. Назовем их.
          Во-первых, деятельностный подход к организации процесса обучения. Данная позиция предполагает системное формирование умений и навыков учебной самостоятельной работы, как одной из компетенций, которые обеспечат успешную адаптацию в современном обществе.
         Во-вторых, индивидуальная траектория развития каждого обучающегося должна учитываться и предусматриваться учебной программой.
      В-третьих, обучающиеся должны играть активную роль в процессе обучения.
       В-четвертых, построение образовательного процесса должно быть ориентировано на повышение самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своего учебного труда.
       В-пятых, процесс организации учебной работы на уроке должен организовываться с использованием различных форм групповой работы.
       В-шестых, в ходе построения образовательного процесса необходимо организовывать различные виды проектной деятельности, поощрять и поддерживать стремление школьников к изучению и обсуждению проблем человечества различной локации.
        В-седьмых, успешному развитию функциональной грамотности обучающихся будет способствовать организация образовательного процесса с применением педагогических технологий. Например, таких, как: технология освоения новых знаний, направленная на приобретение обучающимися навыков самостоятельной учебной деятельности, формирование умений организации своей деятельности, прогнозирования ее результатов, составления плана по достижению результатов; технология продуктивного чтения, которая заключается в организации такой исследовательской деятельности, когда обучающиеся самостоятельно находят решение проблемной задачи, объяснения порядка действий в созданной учебной ситуации; технология проектной деятельности, которая предполагает самостоятельную организацию поиска решения исследовательской задачи с последующей презентацией результатов деятельности. Это могут быть как долговременные проекты, так и кратковременные. Например, создание моделей, организация выставки, проведение викторины, конкурса, турнира, спектаклей и другие мероприятия; технология критического мышления, которая формирует умения критически мыслить, обсуждать, выявлять проблемные вопросы, анализировать, оценивать информацию; создание учебных ситуаций, попадая в которые обучающиеся встречаются с новым знанием, исследуют его, в ходе учебной деятельности приобретают новые умения;  информационные коммуникационные технологии, которые направлены на обучение таким компетенциям как сбор, обработка информации, ее систематизация и анализ; технология оценивания учебных достижений обучающихся, которая направлена не только на определение учителем уровня учебных достижений ребенка, но и на обучение умениям самооценки, самоконтроля, поиска собственных ошибок, определения причин допущенных ошибок.
        Кроме перечисленного, данная технология направлена на формирование у обучающегося мотивации на успешность, создание комфортной психологической обстановки в процессе обучения. Как было сказано выше, в успешном создании условий для формирования функциональной грамотности обучающихся, значительная роль отводится подбору учебного материала к уроку.
       Основой для отбора учебного материала к уроку математики является тема, которая изучается в данный период времени. В рамках обозначенной темы определяются вопросы, имеющие практико-ориентированный контекст. Например, вычисление процентов; измерение реальных размеров предмета, помещения; вычисление периметра, площади; построение и «чтение» графика функции; масштаб и установление реальных расстояний. При этом необходимо предусмотреть разные источники информации, из которых обучающиеся должны будут использовать информацию. Успешному формированию функциональной грамотности будет способствовать и использование различных форм информации. Обучающимся нужно предложить текст, таблицы, диаграммы, графики, из которых необходимо взять исходные данные для решения конкретной задачи.
      Решение описанных практико-ориентированных задач способствует формированию и развитию функциональной грамотности в целом, и математической грамотности в частности. На практике, уделяя основное внимание формированию базовой системы математических знаний, многие учителя недооценивают значение задач с практическим содержанием. Между тем, обучение приемам и методам решения задач составляет основу для формирования предметных математических компетенций. Это, например, такие, как анализ условия задачи, составление плана решения задачи, анализ полученного результата.        
          Для формирования и повышения математической грамотности обучающимся целесообразно предлагать такие задания, как решение кроссвордов и ребусов с математическим содержанием, составление таких кроссвордов и ребусов. Кроме этого, следует предлагать ученикам придумывать собственные задачи, уравнения, неравенства. Хорошим приемом является следующий. Обучающимся предлагается придумать задачу с практическим содержанием. Затем учитель говорит о том, что ученик может предложить свою задачу для решения любому однокласснику. Здесь необходимо следить за тем, чтобы задачи распределялись равномерно между всеми обучающимися. Тот ученик, который решает задачу, после окончания решения, должен оценить содержание предложенной ему задачи. Критерии для оценки необходимо определить и оговорить заранее. Это может быть: содержание, сложность, интересные факты и другие критерии. Затем, задачи возвращаются к своим авторам на проверку. По результатам проверки решения автор выставляет отметку. Учителю следует продумать, как отметки за авторство и за решение лягут в систему оценивания результатов учебной деятельности на данном уроке. Целью современного школьного образования является формирование личности, готовой к саморазвитию, самоуправлению, самообразованию на протяжении всей жизни, использованию предметных знаний для решения повседневных задач.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»