Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству: «Роспись деревянных разделочных дощечек с использованием элементов хохломской росписи» Сорокина Ольга Филипповна Воспитатель группы продлённого дня ГБОУ СОШ №200 с углублённым изучением финского языка Красносельского района Санкт-Петербурга, Россия Цель: научить выполнять декоративную роспись деревянной разделочной дощечки под хохлому. Задачи: Образовательные: - Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством «Хохлома». - Научить выполнять и использовать растительные элементы (травка, клубничка, цветок) в технике хохломской росписи. - Научить использовать цветовые сочетания хохломской росписи в поделках. Воспитательные: - Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства и бытовой культуре. - Воспитывать художественный вкус. - Воспитывать взаимную вежливость и аккуратность. Развивающие: - Развивать творческие способности, изобразительные навыки. - Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). - Развивать композиционные умения, чувство цвета. Обучающие: - Научить детей выбирать рациональные трудовые операции, добиваясь качественного выполнения работы. - Воспитывать в детях любовь к природе, учить видеть красоту природы. Здоровьесберегающие: - Использовать оздоровительные динамические паузы для снятия утомляемости детей вовремя занятия: элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики время занятия: элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики длительностью 1-2 минуты. Оборудование. Для воспитателя: - Мультимедийный проектор, компьютерная техника. - Методическое обеспечение занятия: - мультимедийная презентация «Золотая хохлома», - таблицы: «хохломская роспись», «композиция орнамента». -Наглядные пособия: «варианты росписи деревянных разделочных дощечек», «элементы хохломской росписи», «таблица основных цветов, используемых в росписи». - Деревянная разделочная дощечка с росписью (образец). Для обучающихся: - Деревянные разделочные дощечки. - Гуашь художественная. - Кисти (мелкие, крупные). - Тряпочки для кистей. - Баночка для воды. Ход занятия Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Беседа по теме урока: Воспитатель: Всему миру известны народные промыслы России: вологодские кружева, дымковская глиняная игрушка, жостовские подносы, гжельская керамика, городецкая роспись, хохломская роспись. (Показ на экране презентации «Народные промыслы»). На прошлом занятии я предложила вам поискать легенды, сказки, пословицы и поговорки о народных промыслах России. Кто хочет представить свой материал? Воспитатель: Послушайте легенду. Обучающийся: «В давние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла – надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, - и та стала золотой». Воспитатель: Вы догадались, какая тема нашего занятия? Дети: «Золотая Хохлома». Воспитатель: Правильно, - «Народные промыслы. Золотая хохлома». Хохломская роспись появилась в Нижегородской области в деревнях и сёлах Заволжья. Крестьяне изготавливали деревянную посуду, расписывали её и привозили продавать на ярмарку в торговое село Хохлома. От наименования села и пошло название промысла. Сегодня на занятии мы с вами будем мастерами по росписи деревянной посуды. Мы распишем деревянную разделочную дощечку в технике хохломской росписи. Посмотрите, какая яркая, праздничная, красивая хохломская посуда. (Показ на экране презентации «Золотая хохлома»). (При просмотре презентации зачитывается стихотворение): «Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым Земляничка цветом алым Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома,- Золотая хохлома!» Воспитатель: А вы знаете, как деревянные изделия становятся золотыми? Прежде, чем стать золотой, деревянную посуду покрывают специальным грунтом, и она становится похожей на глиняную, затем натирают алюминиевой пудрой, и посуда превращается в «серебряную». Расписанные изделия покрывают специальным лаком и помещают в печь. Под воздействием высокой температуры серебристая поверхность становится «золотой». Динамическая пауза: гимнастика для глаз. Бабочка. Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки,слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки разведены в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) Закрепление пройденного материала. Воспитатель: Какие цвета красок используют мастера для росписи? Дети: Красный, чёрный, зелёный, жёлтый. Воспитатель: Правильно, ведь эти цвета хорошо сочетаются с золотым фоном. Красный придаёт теплоту и мягкость золоту, а чёрный усиливает его сияние. Воспитатель: Какие узоры художники используют для росписи посуды? Дети: Цветы, ягоды, травку. Воспитатель: Правильно. Мастера хохломчкой росписи называют ягоды ласково – клубничка, малинка, земляничка, и никогда один и тот же мастер не напишет узор одинаково. Как называется узор из листьев, ягод и трав? Дети: Растительный арнамент. Воспитатель: Самый любимый орнамент в хохломской росписи – это «травный орнамент» или просто «травка». Среди кустиков «травки» художник помещает ягодки, цветочки, птиц, рыбок. Такой орнамент тоже называется «травным» или именем ягодки или цветка. Воспитатель: Ребята, вы знаете, что элементов для росписи в технике хохломы очень много. Какие элементы растительного орнамента вы хотите использовать? Дети: Клубничку, цветочек, травку, веточку смородины (учитель вывешивает на доске рисунки выбранных элементов). Учитель: Посмотрите на рисунки и назовите, какой формы и цвета выбранные элементы? Дети: Клубничка красного цвета с зелёной плодоножкой простой формы. Травка зелёного или жёлтого цвета, её основные листья широкие и длинные, а кончики тонкие, кудрявые. Ягоды смородины можно написать красным или жёлтым цветом простой формы. Воспитатель: Обратите внимание, что ягодки от начала ветки крупные, а затем более мелкие. Воспитатель: Посмотрите на экран (показ слайда с образцом расписанной деревянной разделочной дощечки). Воспитатель: Вспомните, как надо располагать орнамент на изделии? Дети: Орнамент надо располагать равномерно по всей поверхности изделия, от середины к краям. Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним технику безопасности при работе с кистями и гуашью. (Дети называют правила безопасности работы на занятии изобразительного искусства). Динамическая пауза: упражнения для осанки. «Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте) На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть на место.)» Этапы выполнения работы обучающимися: Воспитатель: Возьмите деревянные разделочные дощечки (дощечки заранее подготовлены для рисования) и простым карандашом нарисуйте растительный орнамент с использованием основных элементов. Воспитатель: Тот, кто выполнил задание, поднимите руку. (Воспитатель по выполнению работы в карандаше проверяет правильность выполнения задания). После того, как я проверю выполненную работу в карандаше, вы можете приступать к росписи дощечки гуашью. Динамическая пауза: пальчиковая гимнастика. «Семья. (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!» Итог урока. Воспитатель: Сегодня мы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте посмотрим, какие разные и красивые получились дощечки (дети демонстрируют работы и устраивают выставку). - Ребята, вам понравилось занятие? - Что нового вы узнали на занятии? - Что мы повторили? Сегодня был замечательный урок творчества. Молодцы, ребята! Литература: Дорожин Ю. «Хохломская роспись» - Мозаика-Синтез; 2007г. Величко Н. «Роспись. Техники. Приёмы. Изделия» - М; 1999г. Барадулин В.А. и др. «Основы художественного ремесла» - М; 1979г. Вишневская В.М. «Хохлома» - Л; 1969г. Жегалова С.К. «Русская народная живопись» - М; 1975г. Концедикас А.С. «Народное искусство» - М; 1975г. Круглова О.В. «Русская народная резьба и роспись по дереву» - М; 1974г. Прокопьев Д.В. «Художественный промысел Горьковской области» -Г; 1939г. Маёрова К., Дубинская К. «Русское народное прикладное искусство» М: «Русский язык», 1990г. Кубышкина, Э.М. «Изобразительное искусство в начальной школе». Часть I / Э.М. Кубышкина - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»