Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные педагогические технологии
как условия реализации 
урока на основе
требований ФГОС

Мякотина Елена Германовна
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.
Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.
  И, конечно, без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
           Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические  технологии». Однако в понимании самого термина «педагогическая технология»  и  в его употреблении до сих пор существуют разногласия.                                         
               Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия.
        Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов  обучения (И.П.Волков).
                Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
           Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе.
В нашем образовательном учреждении  я  впервые обобщаю опыт работы по теме «Cовременные педагогические технологии как условия реализации
урока на основе требований ФГОС».
Цель моего обобщения опыта работы в том, чтобы не убить интерес ученика к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Главное в этом - уважение к личности ученика. Этому способствуют данные  педагогические технологии в начальной школе, которые я представляю в опыте работы, а именно,  информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие, проблемное обучение , дефференцированное  обучение.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Современные технологии  позволяют расти как ученикам, так и учителю. Так думаю и я, что развиваясь  и подбирая новые формы работы, я развиваюсь сама и эффективно даю знания своим ученикам.
 
Перед учителем образовательного учреждения стоят задачи:
  • опираться на достижения предыдущего возраста;
  • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  • подготовить "почву" для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
 
Понятие «технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии»
             Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).
C помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.
           Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он
подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
           В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.
                       Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Групповые технологии. 
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)
В своей практике я использую
  • технологию проблемного (эвристического) обучения;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • коммуникативные технологии
  • игровые технологии
  • здоровьезберегающие технологии
 
  •  
Технологии проблемного обучения
             Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.
         Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
Cреди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.
 Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.
В cвоей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, игровые, ИКТ,  здоровьесберегающие.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
         Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения,  работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
 
В качестве примера возьму учебник русского языка «К тайнам нашего языка», авт. М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Авторы так построили учебное пособие, что вызывает большой интерес к изучению предмета. Изучение каждой новой темы начинается с постановки проблемы: Как работают слова? Как правильно говорить? Может ли в слове быть два корня? И др. Ученики сами « добывают» знания, отвечая на проблемные вопросы. А затем сравнивают свои выводы с сообщениями в учебнике. После сообщения темы урока дети уже сами стараются поставить вопросы, на которые им предстоит ответить на уроке.
Один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.
В учебнике «К тайнам нашего языка» говорит один из персонажей – отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик-иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего ошибочные. Ученик, работающий по учебнику,  вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить ему и т. п. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения.
Способы постановки проблемы в учебнике«К тайнам нашего языка»:
  • вопросы, суждения, ошибки персонажей;
  • задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
  • заголовки-вопросы;
  • наблюдения за фактами языка,  для объяснения которых нужны новые сведения и др.
Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается  узнать  «решение учёных». Так   авторы учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск, никакие предположения не могут быть продуктивными.
 
Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»
        Создание проблемной ситуации
На доске записаны слова: носик, циркачи, птенцы, носорог.
У. - В словах, записанных на доске, выделите корень.
( В слове «носорог» ученики выделяют один корень, а некоторые два.)
 Постановка проблемы.
У. - Сколько мнений в классе? (Два)
    - Какой же вопрос возникает?
Д. – Кто прав? Сколько корней в слове «носорог».Для поиска ответа на поставленный вопрос и выполняются задания 67, 68.
2класс,  тема «Собираем родственников»
Создание проблемной ситуации
  У. – Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление  наблюдается и в языке. О некоторых словах говорят, что они родственные. Вопрос в задании 281 предполагает свободные раздумья школьников, а примеры в рамке дают «пищу» для таких размышле­ний, вопросом Антона создаётся проблемная ситуация,
        - Почему слово сахарница так называется?
 Д. - В ней хранят сахар.
 У. – Сахар-сахарница.
       - Почему слово варенье так называется?
Д. - Его варят из ягод.
У. – Варенье – варят.
  Постановка проблемы.
У. - А  кто скажет, слова сахар и конфета родственные? Ведь конфета сладкая?
варенье и компот? Они же их ягод?
 Эта Проблема в следующем задании разрешается
Во всех тренировочных заданиях (283, 285, 286) исполь­зованы так называемые «конфликтные слова» («ловушки»). Их на­значение в том, чтобы с первых шагов предупреждать типичные ошибки, вызванные недостаточным усвоением призна­ков родственных слов.
 
1. Определение темы урока:
Урок русского языка в 3-м классе по теме « Что я знаю о предложении?»
  • Русский язык 3 класс Тема: «Загадочное предложение о глокой куздре». Урок – исследование.
  • Урок математики 2 класс Тема: «Умножение числа 9. Закрепление.»
  • Урок литературного чтения 2 класс « Две лягушки»
 
Вывод
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся  формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа» , «Золотое Руно»
 
Информационные образовательные технологии
              Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно,  достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.  
                              Для уроков окружающего мира просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
 
                Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь,
открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
 
Игровые технологии
         Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра
используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
            Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
  Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.
- Сегодня с нами на уроке будут работать Незнайка, он пришел к нам… с  чём? Правильно, с азбукой.
 (Выставляется рисунок Незнайки)
 
Он предлагает вам игру «Дополни предложение»:
1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
2) Звуки слышим, буквы... (пишем).
3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).
4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).
5) После мягких согласных пишется гласная... (и).
– Как отличить согласный звук от гласного?
Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:
 Гласные тянутся в песенке звонкой,
             Могут заплакать и закричать,
              Могут в кроватке баюкать ребенка,
             Но не желают свистеть и ворчать.
                                   А согласные согласны,
                                   Шелестеть, шептать, скрипеть,
                                   Даже фыркать и шипеть,
                                   Но не хочется им петь.
Разгадывание ребусов.
 
Технология уровневой дифференциации обучения.
C уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Cильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. Использование мной дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи:
  • подготовить учащихся к усвоению новых знаний;
  • обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;
  • содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.

 

Здоровьесберегающие технологии

  Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход
прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
           Cчитаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки  стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как
охранить и укрепить здоровье?
 Для этого  использую приемы здоровьесберегающих технологий.
1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.
Cоздание ситуации выбора и успеха.
Cоздание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.
Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Использую проведение физкультминуток.
                 3.Провожу родительские собрания.
Вывод:
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».       
 
Заключение
          Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества  этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности    
технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
       Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Широкое внедрение инновационных технологий  создают условия для повышения качества обучения,  познавательной активности и учебной мотивации школьников.
 
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
-C   качество знаний по предметам 50-65%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе,  где работаю.
  - Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над  узколичностными.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою  работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов
          Cосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, я добиваюсь высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
                                                        
Список литературы:
 
Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.
Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. — М.: ЦГЛ, 2005. — С. 5-13.
Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997- №2, с.42.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»