Развитие творческих способностей младших
школьников в условиях группы продленного дня
Козлова Ольга Олеговна
Творческие способности заложена в ребенке с детства и поэтому их нужно раскрывать. Творчество рождает в ребенке фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого.Творчество отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. Во время творчества ребенок наиболее полно осознает себя как личность.
Одна из главных задач воспитателя группы продленного дня - раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.
Целью работы по развитию творческих способностей младших школьников в ГПД является: формирование творческой личности каждого обучающегося, развитие эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира.
Для развития творческих способностей необходимо четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группу продлённого дня.
В работе педагога должны использоваться различные формы и методы работы: групповая . индивидуальная, работа в парах и со всей группой.
Участие младших школьников в различных видах деятельности способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, коммуникативность, стремление к успеху .
Художественно – речевая деятельность в группе продленного дня разнообразна. Значительное место в художественно- речевой деятельности занимают такие её виды, как выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ.
Большое внимание необходимо уделять технике речи: четкой дикции и умению управлять своим голосом.
Художественно - речевая деятельность переплетается с театрально игровой, в процессе которой, дети драматизируют небольшие художественные произведения, инсценируют сказки. Также необходимо уделять внимание изобразительной деятельности, к которой относятся занятия изобразительным искусством, конструирование, лепка, аппликация и оригами.
Занятия изобразительным искусством. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира. Чем больше у детей младшего школьного возраста развито восприятие, наблюдательность, тем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче и выразительнее их рисунки.
Лепка из разных материалов: пластилина, теста, позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. Ребенок должен уметь отражать характер образов и динамику действий, пропорциональные соотношения фигур и умение их соединять.
Лепка расширяет кругозор детей, способствует восприятию художественного вкуса детей, умению наблюдать, ведь герои, которых они делают рядом с нами, оживают, живут, ходят по улице.
Аппликация – самый распространенный и доступный вид занятий. Для неё используют бумагу, салфетки, кожу, мех, солому и многое другое. Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать различные сюжеты, узоры, орнаменты, размещать их на цветной фон. При выполнении аппликаций у детей развивается память, мышление, воображение, фантазия.
Занятия оригами вызывают у детей много положительных эмоций. Из фигурок они создают целый фантастический мир.
Оригами развивает мелкую моторику рук, воспитывает наблюдательность, самостоятельность и аккуратность, мышление.
Детские праздники, которые проводятся в группе продленного дня, дают возможность проявить себя и свои способности, а воспитателю лучше узнать каждого ребёнка.
Каждый праздник - это событие в жизни детей, которое запоминается надолго. Дети любят праздники потому, что они вызывают положительные эмоции и переживания. И не только праздники, но и сама подготовка к ним - это важное коллективное дело, требующее фантазии, творчества, выдумки и инициативы.
Деятельность детей в группе продленного дня разнообразна и включает занятия, как в помещении, так и на улице, соответственно расширяется пространство и возможности для творчества.
Тесная связь воспитателя ГПД с учителем позволяют лучше понять ученика, найти именно тот подход к нему, который поможет ребёнку лучше раскрыться, реализовать свой возможности.
Основное время в группе продленного дня не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а должно способствовать формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, способствовать развитию личностных качеств ребёнка, навыков общения, творческих способностей.
Творческие способности – это гибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другую.
Таким образом творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический.
Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей. Воспитатели ГПД имеют очень широкие возможности (это прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки) для создания условий, необходимых для организации в начальной школе систематической работы по развитию творческих способностей. Такие условия трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Следовательно, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.