Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи  учащихся в условиях реализации ФГОС

Быкова Елена Валерьевна 
Современный период развития методики характеризуется обостренным интересом к языку, как средству приобщения к национальной культуре. В данном выступлении основное внимание уделяется развитию речи  учащихся в условиях реализации ФГОС.  
        В силу разных причин, в первый класс с каждым годом приходит все больше детей, имеющих дефекты в произношении звуков,  билингвизм, скудный запас слов, детей, которые не могут построить несложное повествовательное предложение.  В первом классе  мы проводим  диагностику владения устной речью.      
В первом классе учителя уделяют особое внимание   следующим приёмам работы:
  • дыхательная гимнастика,
  • артикуляционная гимнастика,
  • развитие и совершенствование пальцевой моторики у ребёнка, так как необходимость развития моторики рук у детей, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. На основе проведённых опытов и обследований большого количества детей была выявлена  следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.
  • работа над скороговорками, пословицами, чистоговорками.
Разработаны памятки:
Памятка по речевому дыханию
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения, по развитию моторики рук.
         Существует несколько условий развития речи. Это и наличие хорошей речевой среды для учащихся, и обеспечение освоения школьниками достаточного лексического запаса, и создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся.
         Чтобы вовлечь детей в общение, диалог, заинтересовать их, на занятиях используем различные игровые ситуации, инсценировки, игры – драматизации.  Начать работу над развитием речи сразу с инсценировок невозможно. Этому предшествует работа над словом, словосочетанием, фразой, текстом, которой особое внимание уделяется на занятиях во 2 классе. Среди разнообразных упражнений, направленных на развитие речи учащихся, особое место отводится  работе с синонимами, антонимами,  фразеологизмами.  
          Инсценировка стихов, песен-сказок, рассказов составляют основу занятий учащихся 3-их классов. В качестве подготовки к инсценировке используются малые формы драматизации.  Используется серия игровых заданий, способствующих формированию образного видения сюжета и персонажей произведения, которое готовится к инсценировке. В процессе инсценировки сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас.
         На этом этапе работы школьники повторяют сюжеты знакомых сказок, учатся составлять развернутое высказывание, рассуждать, доказывать свой выбор. На следующем этапе работы переходим к овладению элементарной техникой внешнего воплощения образа.
Детям предлагаются задания:
«Если бы я был актером»,
«Если бы я был режиссером»,
«Передай образ голосом»,
«Изобрази»: веселых клоунов; новую куклу; печального слоненка, потерявшего маму; уставшего медведя, который несет Машу в корзинке.
Использование подобных театрализованных игр способствует развитию у детей творческих способностей, способствует формированию полноценной речевой деятельности, ее коммуникативной направленности, расширению кругозора. Учитель и ученик выступают в учебной деятельности как равноценные партнеры.        
         
          Другой путь развития речи младших школьников – обучение   созданию «сказочного» текста.
При обучении созданию «сказочного» текста предлагаются следующие задания:
  1. Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.
  2. Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.
  3. Выворачивание сказки наизнанку. Школьникам предлагается составить и рассказать сказку, используя сказочные слова и выражения о волке, который встретил Красную Шапочку.
  4. Сказочные ситуации – для создания текстов сказочного содержания.
  5. Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.
       
На занятиях по развитию речи используем комплексные методы, соединяющие разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Приведу пример нескольких методов, иллюстрирующих взаимосвязь разных видов деятельности.
  1. Метод коллективного сочинения сказки с изображением происходящего. (Игра–рисование,  сопровождающаяся рассказом).
Предлагаем еще несколько нестандартных видов работы со сказкой, которые помогут в работе над связной речью и будут легко усваиваться детьми. Именно сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства.
  1. Расскажи сказку в готовой пространственной модели.
  2. Определи название сказки по модели.
  3. Решение сказочных задач.
-       Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
-       Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?
         Приобретенные  навыки совершенствуются к 4 классу. И работа проводится на более высоком уровне, задания усложняются. Из инновационных форм работы по развитию речи учащихся предлагаем обратить внимание на возможность включения в речевой опыт школьника роли интервьюера. Включение роли интервьюера в речевую деятельность школьников очень эффективно.
        Очень интересной представляется работа по обучению учащихся использованию такого жанра, как запись в личный дневник.  Личный дневник является прекрасным упражнением в изложении мыслей.
       Для формирования культуры мышления и речи целесообразно  проводить речевые упражнения исследовательского характера.
1)     «Посмотри на мир чужими глазами».
Учащимся дается неоконченный рассказ.
Предлагается  продолжить  и закончить рассказ несколькими способами в разных ситуациях. Это учит  детей смотреть на одни и  те же явления и события с разных точек зрения.
2)     Игра «Сколько значений у слова»
Детям предлагается слово (предмет), дается задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного и реального использования слова в речи, предмета в быту и т.д. Поощряются самые неожиданные и оригинальные версии. В ходе выполнения таких заданий активизируются  и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, умение концентрировать мысли на одном предмете (слове).
3)    Игру «Наблюдение» можно  использовать  перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям». Знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.
4)    Задание «Наблюдаем настроение». Особую значимость для развития психосоциальной сферы имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, чувств, эмоций, мотивов поведения людей или литературных героев.
5)    Игра «Карусель». Предлагаем детям мысленно «сесть» на карусель: они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог или ребенок держит над головой. Человеку под обручем дается название, например, лес, яблоко, вода. Каждый из играющих называет признак или действие этого предмета. Такая игра создает ощущение быстрой смены событий, помогает «исследовать» все признаки или действия предмета.
6)    Задание на выражение гипотез.
- При каких условиях данное слово (предмет) может быть полезным?
- «Найдите возможную причину события»;
- Что бы произошло, если бы…?
7)     Задание «Дай определение понятию».
- Составь описательные определения;
- Дай логическое определение;
- Дай характеристику герою, слову и т.д.;
- Разъясни посредством примера;
- Сравни и опиши;
- Найди различия в тексте, в предложениях;
- Ограничь или обобщи понятия, сократи текст;
- Загадай – ответь и др.;
Для составления письменного текста используются следующие задания.
- составление текста (устного или письменного) по опорным словам, словосочетаниям;
- составление рассказа (или предложений) по иллюстрации, картине, серии картинок;
- продолжение текста по данному началу и концу, по данному предложению;
- составление рассказов об увиденном, услышанном, по личным наблюдениям и впечатлениям;
8.     Составь как можно больше предложений из данных слов.
9.     Расскажи другими словами.
ПРИМЕР: Муха села на варенье. (летающее насекомое с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара).
10.     Сочини рассказ по схеме.
- факт – причины – повод – сопутствующие события – аналоги и сравнения – последствия.
11.     Игра «Ассоциации»
Дано слово. С чем оно ассоциируется в твоем воображении? Запиши по порядку. Из записанных слов сформулируй и запиши предложения.
12.     «Назови аналоги  предмета»
ПРИМЕР: лодка (корабль, танкер,  подлодка, крейсер и т.д.)
        На уроках внеклассного чтения проводится  урок-конкурс, куда включается литературная викторина (индивидуальную и/или коллективную), разгадывание кроссвордов, ребусы по заданной тематике. Для активизации процесса привлекаются  родители. По завершении заданной темы дети создают свои творческие работы: сочинение устного рассказа, сочинение по серии картин (рисунков), сочинение-описание предмета или животного, сочинение по наблюдению, сочинение с элементами рассуждения и т.д.
Разработана система работы над обучающим сочинением в начальных классах:
1) систематизировали  упражнения  по развитию письменной речи учащихся;
2) разработали примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.
         Выбор тем для творческих работ должен основываться на опыте ребенка.        
Для обучающихся разработаны памятки написания сочинений и изложений.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»