Предпосылки и условия формирования толерантности
личности в младшем школьном возрасте
Попова Евгения Викторовна
Современный этап развития человеческого сообщества характеризуется обострением различных по масштабу и содержанию противоречий: межнациональных, геополитических, религиозных, этнических и других. И судьба каждого народа, государства, а также человечества в целом во многом зависит от того, насколько общество будет следовать конструктивным стратегиям мышления и деятельности, демонстрируя терпимость и способность к компромиссам при решении самых разных вопросов. Исходя из этого, все более актуальной и значимой становится проблема формирования толерантности личности.В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО сказано следующее: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека» (из материалов ЮНЕСКО). Таким образом, в данном определении толерантность рассматривается не только как положительное качество личности, но и как общественная необходимость и долг каждого культурного человека.
В структуре толерантности как психосоциальной характеристики личности можно выделить три подсистемы:
1) когнитивную – знания человека (понятие о толерантности, ее видах, характеристиках толерантной личности, процессах, характеризующихся толерантной направленностью);
2) эмоциональную – относительно устойчивые чувства и отношения человека к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке (эмоционально-ценностные отношения к другим людям, иному мнению, этническим и религиозным вопросам, к самому себе);
3) деятельностную – предрасположенность к толерантному типу социального поведения; общая конструктивная, положительная направленность деятельности человека относительно объектов и явлений.
Как и большинство качеств личности, толерантность не является врожденной характеристикой, а формируется в процессе воспитания и обучения. И начинаться этот процесс должен на самых ранних возрастных этапах, а продолжаться в течение всей жизни человека. В современных психолого-педагогических исследованиях уделяется достаточно большое внимание изучению факторов, условий, методов, средств формирования толерантности в раннем (С.К. Бондырева [1], Е.О. Смирнова [2] и др.), дошкольном (Н.В. Нижегородцева [3], А.С. Сиротюк [4], Е.О. Смирнова [2] и др.), младшем школьном (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов и др. [5], Г.Б. Барышникова [6] и др.), подростковом (В.В. Барабанова, Е.А. Мухортова [7] и др.) и юношеском (В.А. Попков, А.В. Коржуев [8] и др.) возрастах.
Младший школьный возраст характеризуется новой социальной ситуацией развития – ребенок становится школьником, новой ведущей деятельностью – учебной, дальнейшим усложнением психических процессов. Соответственно, задачи формирования толерантности усложняются, расширяются, возрастает роль образовательных учреждений в этом процессе.
Рассмотрим предпосылки у младших школьников. К ним исследователи относят:
– изменения в соотношении нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования рефлексии, самоконтроля, сознательной регуляции поведения;
– с приходом ребенка в школу расширяется взаимодействие между учениками, которые являются представителями разных социальных и этнических групп;
– овладение национальной и региональной культурой в связи с активным формированием характера, установок, стереотипов поведения и мышления, мировоззрения личности;
– закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе, другим людям, окружающему миру.
Психолого-педагогическими условиями формирования толерантности в младшем школьном возрасте являются:
– формирование в рамках образовательного пространства школы отношений открытости, реальной заинтересованности в культурных различиях;
– обеспечение психологической безопасности каждого ребенка независимо от его этнической, религиозной принадлежности, состояния здоровья и т.д.;
– толерантное отношение педагогического коллектива школы к учащимся;
– пресечении негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому;
– постановку перед детьми творческих задач в процессе обучения и воспитания;
– обучение детей правилам эффективной организации совместной работы;
– использование диалога как базового метода в педагогическом процессе;
– формирование просоциальной направленности личности, вовлечение учащихся в социально значимую деятельность;
– поликультурное воспитание.
На наш взгляд, ведущим условием, определяющим эффективность и успешность формирования толерантности у младших школьников, является создание атмосферы толерантности в образовательном учреждении. Только демонстрируя образцы толерантных суждений, взглядов, поступков, педагог будет мотивировать детей следовать тем же принципам и правилам толерантного поведения. Только в условиях психологически безопасной образовательной среды возможно формирование у учащихся толерантного мышления и поведения.
Подведем итоги и сделаем выводы:
- формирование толерантности, как и любого другого качества личности, начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни человека;
- сфера образования имеет самое непосредственное отношение к формированию толерантности личности;
- одно из важнейших условий воспитания всех видов толерантности – создание толерантной образовательной среды и подготовка педагогов к организации общения с учащимися на принципах толерантности;
- при формировании толерантности необходимо следовать общепедагогическим принципам: систематичности, деятельностного подхода, личностного подхода, культуросообразности и др.;
- задачи, содержание, методы и средства формирования толерантности зависят от возрастных характеристик и должны соответствовать психическим особенностям, ведущей деятельности, социальной ситуации развития личности ребенка.
- Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М., 2003.
- Смирнова Е.О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т.VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С.Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 64-130.
- Нижегородцева Н.В. Психологические механизмы и условия развития толерантности в детском возрасте: культурно-исторический подход / Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / Под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С. 21-23.
- Сиротюк А.С. Содержательно-прогностическая модель профессиональной деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды психологического центра [Текст]. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – 128 с.
- Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М., 2004. – 240 с.
- Барышникова Г.Б. Исследование проблемы толерантности в младшем школьном возрасте / Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С. 268-270.
- Барабанова В.В., Мухортова Е.А. Опыт изучения толерантности подростков / Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / Под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С. 211-213.
- Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М., 2004. – 432 с.