Окружающий мир 3 класс
В царстве грибов
Маслова Юлия Васильевна,
учитель ГБОУ СОШ № 606
Тип: изучение нового материала
учитель ГБОУ СОШ № 606
Цель: познакомить с размножением и развитием грибов Задачи: - создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы; - различать части гриба; - приводить примеры съедобных и несъедобных грибов. - содействовать формированию критического мышления; - создать условия для развития коммуникативных умений. - создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности; - способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране. |
||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
- знать о наличии царства грибов; - знать строение гриба; - находить и перечислять части гриба; - знать съедобные и несъедобные грибы; - различать грибы-двойники; - знать грибы, занесённые в Красную книгу. |
- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки; - сравнивать свои выводы с текстом учебника; -классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные; - проверять правильность выполнения задания; - формулировать правила сбора грибов; - сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике; - работать в паре; - создавать модель гриба. |
- осознавать значение грибов для леса; - осознавать важность правильного сбора грибов; - осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов. |
||||
Ресурсы урока: учебник, 3 класс, часть 1, рабочая тетрадь 3 класс, 1 часть, электронное приложение | ||||||
Ход урока | ||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |||||
|
||||||
Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. |
Дети стоят возле своих парт, приветствуют учителя. | |||||
|
||||||
- Сегодня мы будем путешественниками – исследователями. А куда мы отправимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку. Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой - Скинет с плеч её долой? (Лес) На доске плакат с изображением облаков, солнца, тропинок и тд. - Ребята, а что такое лес? - Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные. - Какое значение имеет лес в природе? - А для нас, человека, какое значение имеет лес? - Итак, мы отправляемся в лес на природу. - Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? - Молодцы! - А давайте вспомним, что такое природа? – Правильно. - Какая бывает природа? |
Это место, где много деревьев, растений и животных.Помещают на плакат. Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся. Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человек Живая и неживая |
|||||
-Какое название дали ученые – биологи этим группам? На доске открывается схема: ЖИВАЯ ПРИРОДА царство царство животных растений - А кроме растений и животных, что ещё встречается в лесу? -Чего не хватает в нашей модели природы? Поместим грибы на плакат - К какому царству вы отнесёте ягоды? - А грибы можно отнести к этому царству? Почему? - Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы? - Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство. (В схему добавляется табличка царство грибов) -Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов. - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим? - Почему грибы определили в отдельное царство? - Значит, что мы ещё узнаем? -Что вы ещё знаете о грибах? -Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться? - А ещё, ребята, мы создадим модель гриба. |
- Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных. -Ягоды, грибы. -Грибов. Дети помещают различные грибы на плакат. -К царству растений. - Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков. - Их можно отнести к царству грибов. - Царство грибов. - Мы узнаем, какие бывают грибы. -У них особое строение. - Узнаем строение гриба. -Грибы бывают съедобные и несъедобные. - Мы будем учиться классифицировать грибы. |
|||||
|
||||||
-Ребята, какие грибы вы знаете? -Что общего в их строении? - Что такое грибница, какую роль она выполняет? - Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112. - Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике. - Есть разница? В чём? -Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений? - А теперь, изготовим модель гриба. |
Рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д…. - У гриба есть шляпка, ножка и грибница. Ответы детей. С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос. Дети сравнивают (ответы будут зависеть от того, что скажут дети о грибнице). - Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения. Дети лепят гриб из пластилина. |
|||||
Физминутка Свежий воздух мы вдохнём – За грибами все пойдём: Друг за другом по тропинке, А в руках у нас корзинки. Вот болотце впереди Как же нам его пройти? Встанем на носочки, Прыгнем мы на кочку. На полянке у реки Мы увидели грибы. Их в корзинку соберём И в обратный путь пойдём! |
||||||
- Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание? - Назовите части гриба. - Чем ваши модели гриба отличается от настоящего гриба? Какие разные модели грибов у вас получились! Расскажите, кто какой гриб слепил. - Разложим ваши грибы в корзинки. - У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы? - Какое действие мы будем осуществлять? - Какие грибы будем складывать в одну корзинку? А в другую? - А вы, ребята, (обращаюсь к «грибникам») проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку. - Проверим, правильно ли вы распределили грибы? - Ребята, в Атласе – определителе на с. 100 вы найдёте более глубокую классификацию грибов. Найдите 3 абзац, прочитайте его. - Что нового узнали о группах грибов? - Ребята, с какой целью мы выполняли это задание? - Ребята, мы ходим по лесу, собираем грибы. Что нужно обязательно знать при сборе грибов? - Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный. Он очень похож на съедобный гриб. Узнаем, как различить грибы-двойники. Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников. - Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили? - Встречаются ли эти грибы в нашей местности? - Будьте внимательны при сборе грибов! -Ребята, с какой целью вы выполняли это задание? - Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы? -С кем вы ходите в лес? -Как вы собираете грибы? - Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов. - Какие правила вы сформулировали? - Прочитайте правила в учебнике. Сравните их с правилами, которые вы сформулировали. -Какие новые правила вы узнали? - Что может случиться, если не соблюдать эти правила? -Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы? -Учёные – биологи сделали свой вывод, об этом вы узнаете из текста на с 112. Прочитайте и скажите, какое значение имеют грибы для леса. - Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало. - Какие меры принимаются по охране природы в России? - Эти грибы занесены в Красную книгу России. (Показать Красную книгу) - С какой целью их занесли в Красную книгу? |
-Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба. -Шляпка, ножка, грибница. -Размером, формой цветом, запахом… Дети называют грибы. Съедобные -несъедобные -Мы будем классифицировать. - В одну - съедобные, а в другую - несъедобные. (Два ученика проходят по рядам, ребята складывают модели в корзинки) Ответы детей: -Я положил ….гриб в корзинку со съедобными грибами, потому что этот гриб съедобный, его можно употреблять в пищу. И т.д. Дети читают текст на с. 100 в Атласе-определителе, 3 абзац. Есть ещё условно съедобные – нужно отварить, и ядовитые – содержат яд, очень опасный! -Уметь классифицировать грибы по определённому признаку. - Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные. РАБОТА В ПАРЕ. Дети читают текст, выделяют отличительные признаки грибов-двойников. Ответы детей (информация из учебника) - Да, встречаются. Знать грибы – двойники и уметь их различать. Дети поднимают руки. Ответы детей. РАБОТА В ПАРЕ. Дети обсуждают и формулируют правила. Называют правила. Сравнивают правила. Ответы детей. - Грибы исчезнут. Ответы детей. Ответы детей. Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России. -Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли. |
|||||
4.Рефлексия | ||||||
Наше путешествие заканчивается -Давайте подведём итог урока. -Какие цели ставили в начале урока? -А теперь оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока. - Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока. - Что полезного узнали на уроке? - Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес? |
Называют цели урока. Прорабатывается каждая цель. Дети оценивают, проговаривают каждую цель, поясняют почему так оценили. Ответы детей. |
|||||
5.Домашнее задание | ||||||
- с. 116, задание 1. - Найти интересную информацию о грибах. В этом вам поможет и атлас-определитель. -Спросите своих родителей, случались ли с ними или с их знакомыми какие-то интересные истории в лесу, особенно во время сбора грибов. |
Дети записывают домашнее задание в дневники. |