Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие умения распознавать гласные
и согласные звуки, ударные и безударные
гласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости

Листова Анна Васильевна
 В начальной школе необходимо заложить правильные основы знаний об устройстве и закономерностях звуковой стороны языка. Закономерности устной формы языка и речи открываются школьнику в связи с изучением фонетического и орфоэпического материала, письменной речи в связи с графикой и орфографией. Непосредственно со звуками, не обращаясь к буквам, учащиеся имеют дело только в подготовительный период обучения грамоте. В дальнейшем изучением звуковой и буквенной формы слова происходит в начальной школе параллельно. С изучением звуков тесно связано изучение и таких явлений звуковой стороны языка, как ударение, слог и интонация. Фонетические знания и умения необходимы не только для понимания речи, но и для обучения говорению. Это касается, в частности, произносительных норм, соблюдение которых необходимо для того, чтобы коммуникативная деятельность происходила без помех.
Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения. При классификации звуков на гласные и согласные учащимися учитывается несколько признаков:
1) способ произношения (при произношении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произношении согласного звука воздух встречает преграду),
2) характер звучания (гласный состоит только из голоса, при произношении согласного слышится голос и шум или только шум),
3) способность образовать слог (гласный образует слог, согласный слога не составляет).
Необходимо учить младших школьников распознавать гласные и согласные звуки по совокупности признаков.
Мягкие и твердые согласные.
В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами. Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. Результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:
Гласные после твердых согласных: Гласные после мягких согласных:
а, о, у, в, ы я, ё, ю, е, и
Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
  1. Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Развитию у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).
  2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т. е. сразу видеть слог.
  3.  Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге).
Как показывает практика, целесообразно проводить упражнения одновременно над словами с буквами е, ё, я, ю, к, поскольку все слова пишутся на основе одного и того же принципа. Важно, чтобы учащиеся осознали способ обозначения мягкости согласных последующими гласными буквами.
Ознакомление со звонкими и глухими согласными также проводится с опорой на наблюдения над произношением звуков. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие.
Чтобы наблюдения носили активный характер целесообразно провести сопоставление этих звуков в словах, которые различаются только одним звуком.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки б—п, в—ф, г—к, д—т, ж—ш, з—с образуют пары звуков, из которых один звонкий, другой глухой.
На доске целесообразно иметь запись:
парные звонкие: б, в, г, д, ж, з;
парные глухие: п, ф, к, т, ш, с.
«Ударение. Гласные в ударных и в безударных слогах». Изучение направлено на обобщение наблюдений над ролью ударения в слове, а также на развитие умения распознавать в словах ударные и безударные слоги, сопоставлять гласные в этих слогах и правильно обозначать безударные гласные звуки.
Смыслоразличительная роль ударения особенно наглядно видна при сопоставлении слов, которые различаются только местом ударного слога: хлопок — хлопок и т. п. Учащиеся делают вывод: ударение — это произношение в слове одного из слогов с большей силой; с помощью ударения передается смысл слова.
В процессе изучения указанной темы особенно большое место отводится формированию у учащихся умения правильно обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах (согласно программе, имеются в виду только двусложные слова типа сосна и т. п.). В I классе необходимо научить писать правильно, в строгом соответствии с русской графикой, слова с ударными гласными в корне. Написание слов с безударными гласными в корне, как известно, подчиняется орфографическому правилу. При формировании данного навыка фонетические знания вступают в связь со знаниями о составе слова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева И.Л. Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.   Иркутск: Изд-во
«Папирус», 2018. — 24 с.
Соловейчик М.С., Жедек П.С. И др. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. М.: Просвещение ,1993.
Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
Дудников А.В. Русский язык. Лексика и фразеология. Фонетика. Орфоэпия. Г рафика и орфография. Словообразование и морфология. - М.: Просвещение, 1974. - 320 с.
Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. пед. институтов - М.: Просвещение, 2016. - 288 с.
Полякова А.В. Русский язык: учеб. для 4 класса начальной школы: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2013
           Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».-М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»