Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Школа в радость!

(рекомендации учителям и родителям младших
школьников по адаптации в школе)
Илясова Галина Ивановна
Тревожность
Работа с тревожными детьми ведется по 4 направлениям:
  • 1.Родители.
  • убеждение родителей важности гармонизации семейных отношений и важности позитивного общения организации совместной деятельности, в т.ч. домашних праздников
  • снятие с ребенка завышенных требований
  • обращение внимания родителя на собственную личностную тревожность, из которой часто и растет тревожность его ребенка
  • доведение до родителя простой истины, что каждый может учиться постигать жизнь только на собственных ошибках (давать ребенку право на ошибку)
  • учить родителей тому, что большое количество замечаний, окриков, одергиваний прямо пропорционально тревожности. Под влиянием тревоги школьник в течение продолжительного времени не может нормально развиваться, так как перестает воспринимать информацию от родителя или педагога. У него возникает реакция активного или пассивного протеста.
  • наличие в доме животных оказывает благотворное влияние на снятие тревоги у ребенка
  • 2.Повышение самооценки. (См. ниже)
  • 3.Обучение снятию мышечного напряжения:
релаксационные упражнения, плавание, рисование красками, пальцами и ладошками и т.д. (Рекомендуется работа с психологом, групповая и индивидуальная форма).
  • 4.Отработка навыков уверенного поведения в конкретных ситуациях, в том числе навыков в ситуациях, травмирующих психику ребенка
  • В школе для снижения тревожности необходимо давать ребенку право на ошибку и формировать отношение к ошибке как к позитивному опыту, вместе анализировать поступки, чаще предлагать подросткам самим высказывать собственное мнение. «Тревожное состояние есть проявление неуравновешенности, раздражительной слабости, хаотичности нервных процессов», — писал И.П. Павлов. В состоянии торможения дезорганизуется умственная деятельность, страдает обучение человека. (Рекомендуется работа с психологом, групповая и индивидуальная форма.)
  • Коль скоро среди учащихся могут быть высоко тревожные подростки, насущной необходимостью для учителя является забота о собственном психологическом здоровье, психической стабильности и внутреннем порядке, которая проявляется в специальных упражнениях и психотехнических играх, тренингах.
Школа и страх, по словам В.А. Сухомлинского, понятия такие же не совместимые как красота и уродство. «От крика ученик буквально цепенеет, деревенеет. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени, речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15-20 минут урока выпадают из сознания ученика».
Самооценка
Родителям.
Самооценка как самоуважение переживается как чувство собственной ценности или никчемности, значимости или ничтожества. И, в зависимости, что преобладает, любовь или нелюбовь к ребенку – формируется его самооценка.
Самоуважение ребенка нуждается в постоянной подпитке, поддержке со стороны и родителей, и учителей. Ребенок должен быть принят и любим взрослыми, а особенно родителями. Например:
  • чаще называть ребенка ласково и по имени
  • обязательно при общении устанавливать визуальный контакт
  • чаще давать положительную обратную связь
  • критиковать проступок, а не личность
  • оказывать ребенку психологическую поддержку, для этого нужно:
    • опираться на сильные стороны ребенка;
    • вместе с ребенком разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться;
    • создавать ситуации гарантированного успеха;
    • проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;
    • показывать удовлетворенность ребенком;
    • демонстрировать оптимизм.
Учителям.
  • критика «под зонтиком» (сначала похвалив)
  • чаще хвалить в присутствии других
  • поощрять тревожных детей, поручая им выполнять престижные поручения (раздать тетради, отнести журнал и т.д.)
  • не допускать сравнений достижений в отрицательную сторону с другими детьми, а только со своими предыдущими достижениями
  • желательно избегать давать задание на время
  • желательно спрашивать таких детей в середине урока
  • давать на обдумывание ответа больше времени, чем другим детям  
Межличностные отношения
Основными причинами низкого статуса ребенка в классе могут служить:
  • низкая успеваемость,
  • отклонения в формировании самооценки,
  • повышенный уровень школьной тревожности, 
  • неразвитость навыков общения, неумение сотрудничать и находить конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций,
  • нахождение в «опале» у неформального лидера,
  • неопрятный внешний вид, недостатки физические и речевые,
  • наблюдаемое детьми негативное отношение к ребенку педагогов.  
Работа по преодолению указанных проблем приведет к повышению статуса учащегося.
Регулярное отслеживание результатов социометрии поможет классному руководителю:
  • не слишком популярных учеников вовлекать в жизнь класса, давая им поручения в паре с учащимися более высокого статуса и отмечая их успехи наряду с ними.
  • стимулировать успешность менее популярных учеников, давая им посильные поручения и публично отмечая их успехи.
  • подавать собственный пример терпимого, доброжелательного отношения к учащимся с низким статусом, разделяя понятия «успешного ученика» и «хорошего человека».
Эмоциональное состояние в школе. Отношения со взрослыми.
Для нормального развития ребенок нуждается в психологической поддержке со стороны взрослого. Для этого можно порекомендовать:
Родителям
  • Установить отношения с детьми, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью.
  • Знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру, что они обязательно преуспеют в учебе и карьере.
  • Вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач.
  • Контроль должен быть не авторитарным, а скорее ав­торитетным при ощущении родительского внимания.
  • Постоянно общаясь с детьми, внимательно их выслу­шивать. Подавать пример доброжелательного общения.
  • Поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вместе прочитанные книги, показывая пример собственно­го интереса к знаниям и умениям 
Учителям
Постоянное совершенствование навыков общения (доброжелательный взгляд, уместное использование громкости голоса, владение языком жестов, улучшающих контакт, опрятный вид, стремление к объективности при оценивании и т.д.). Помнить, что это является наиболее важной, если не главной, составляющей труда педагога и способствует сохранению здоровья и предупреждает профессиональное выгорание.
Администрации
Учитель наиболее продуктивно работает в условиях хорошего психологического климата в коллективе и ощущая доброжелательную поддержку со стороны руководства.
Психологический климат в классе
Тяжелый психологический климат в классе характеризуется его низкой сплоченностью, разделением на отдельные, не связанные между собой группы, большим количеством «изолированных» учащихся, частыми затяжными конфликтами
Основные причины неблагополучного психологического климата:
  • наличие таких неформальных лидеров, которые работают на разобщение коллектива, вносят раздор между группами и отдельными учениками;
  • взрослые, которые поощряют наушничество и высмеивание слабого, неудачливого и порой сами допускающие это;
  • родители, которые полностью переложили заботу о своем ребенке на школу и отказываются помогать учителю во внеклассных мероприятиях.
Для улучшения психологического климата в классе родителям и классному руководителю можно порекомендовать:
  1.  Выбрать и последовательно реализовывать долговременную совместную вне учебы программу действий, в достижении которой должны участвовать все ученики класса (театральная постановка, создание классного музея, выпуск «самописного» периодического издания, всего того, что соответствует достаточному уровню компетентности классного руководителя и возможностям школы).
  2. Организовать классную жизнь с распределением ролей и обязанностей (создание в классе подгрупп для организации классных мероприятий, создание классного уголка, стендов, поздравлений с днем рождения, замечать успехи, поощрять их и отмечать в присутствии всего класса, назначить ответственных).
  3. В организации внеклассной деятельности опираться на неформальных лидеров и предпочитаемых учеников.
  4. Проводить тематические классные часы, в частности, в игровой форме, направленные на концентрацию внимания учеников на позитивных чертах характера и поступках учащихся, а также обсуждение книг, кинофильмов и спектаклей с акцентом внимания на позитивных чертах героев и их положительных поступках.
  5. Рекомендовать родителям:
  • воздерживаться от отрицательных оценок кого-либо и чего-либо в присутствии ребенка;
  • больше концентрировать внимание на «положительном» для формирования позитивного восприятия окружающего мира и людей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»