Школа в радость!
(рекомендации учителям и родителям младших
школьников по адаптации в школе)
школьников по адаптации в школе)
Илясова Галина Ивановна
ТревожностьРабота с тревожными детьми ведется по 4 направлениям:
- 1.Родители.
- убеждение родителей важности гармонизации семейных отношений и важности позитивного общения организации совместной деятельности, в т.ч. домашних праздников
- снятие с ребенка завышенных требований
- обращение внимания родителя на собственную личностную тревожность, из которой часто и растет тревожность его ребенка
- доведение до родителя простой истины, что каждый может учиться постигать жизнь только на собственных ошибках (давать ребенку право на ошибку)
- учить родителей тому, что большое количество замечаний, окриков, одергиваний прямо пропорционально тревожности. Под влиянием тревоги школьник в течение продолжительного времени не может нормально развиваться, так как перестает воспринимать информацию от родителя или педагога. У него возникает реакция активного или пассивного протеста.
- наличие в доме животных оказывает благотворное влияние на снятие тревоги у ребенка
- 2.Повышение самооценки. (См. ниже)
- 3.Обучение снятию мышечного напряжения:
- 4.Отработка навыков уверенного поведения в конкретных ситуациях, в том числе навыков в ситуациях, травмирующих психику ребенка
- В школе для снижения тревожности необходимо давать ребенку право на ошибку и формировать отношение к ошибке как к позитивному опыту, вместе анализировать поступки, чаще предлагать подросткам самим высказывать собственное мнение. «Тревожное состояние есть проявление неуравновешенности, раздражительной слабости, хаотичности нервных процессов», — писал И.П. Павлов. В состоянии торможения дезорганизуется умственная деятельность, страдает обучение человека. (Рекомендуется работа с психологом, групповая и индивидуальная форма.)
- Коль скоро среди учащихся могут быть высоко тревожные подростки, насущной необходимостью для учителя является забота о собственном психологическом здоровье, психической стабильности и внутреннем порядке, которая проявляется в специальных упражнениях и психотехнических играх, тренингах.
Самооценка
Родителям.
Самооценка как самоуважение переживается как чувство собственной ценности или никчемности, значимости или ничтожества. И, в зависимости, что преобладает, любовь или нелюбовь к ребенку – формируется его самооценка.
Самоуважение ребенка нуждается в постоянной подпитке, поддержке со стороны и родителей, и учителей. Ребенок должен быть принят и любим взрослыми, а особенно родителями. Например:
- чаще называть ребенка ласково и по имени
- обязательно при общении устанавливать визуальный контакт
- чаще давать положительную обратную связь
- критиковать проступок, а не личность
- оказывать ребенку психологическую поддержку, для этого нужно:
- опираться на сильные стороны ребенка;
- вместе с ребенком разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться;
- создавать ситуации гарантированного успеха;
- проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;
- показывать удовлетворенность ребенком;
- демонстрировать оптимизм.
- критика «под зонтиком» (сначала похвалив)
- чаще хвалить в присутствии других
- поощрять тревожных детей, поручая им выполнять престижные поручения (раздать тетради, отнести журнал и т.д.)
- не допускать сравнений достижений в отрицательную сторону с другими детьми, а только со своими предыдущими достижениями
- желательно избегать давать задание на время
- желательно спрашивать таких детей в середине урока
- давать на обдумывание ответа больше времени, чем другим детям
Основными причинами низкого статуса ребенка в классе могут служить:
- низкая успеваемость,
- отклонения в формировании самооценки,
- повышенный уровень школьной тревожности,
- неразвитость навыков общения, неумение сотрудничать и находить конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций,
- нахождение в «опале» у неформального лидера,
- неопрятный внешний вид, недостатки физические и речевые,
- наблюдаемое детьми негативное отношение к ребенку педагогов.
Регулярное отслеживание результатов социометрии поможет классному руководителю:
- не слишком популярных учеников вовлекать в жизнь класса, давая им поручения в паре с учащимися более высокого статуса и отмечая их успехи наряду с ними.
- стимулировать успешность менее популярных учеников, давая им посильные поручения и публично отмечая их успехи.
- подавать собственный пример терпимого, доброжелательного отношения к учащимся с низким статусом, разделяя понятия «успешного ученика» и «хорошего человека».
Для нормального развития ребенок нуждается в психологической поддержке со стороны взрослого. Для этого можно порекомендовать:
Родителям
- Установить отношения с детьми, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью.
- Знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру, что они обязательно преуспеют в учебе и карьере.
- Вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач.
- Контроль должен быть не авторитарным, а скорее авторитетным при ощущении родительского внимания.
- Постоянно общаясь с детьми, внимательно их выслушивать. Подавать пример доброжелательного общения.
- Поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вместе прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и умениям
Постоянное совершенствование навыков общения (доброжелательный взгляд, уместное использование громкости голоса, владение языком жестов, улучшающих контакт, опрятный вид, стремление к объективности при оценивании и т.д.). Помнить, что это является наиболее важной, если не главной, составляющей труда педагога и способствует сохранению здоровья и предупреждает профессиональное выгорание.
Администрации
Учитель наиболее продуктивно работает в условиях хорошего психологического климата в коллективе и ощущая доброжелательную поддержку со стороны руководства.
Психологический климат в классе
Тяжелый психологический климат в классе характеризуется его низкой сплоченностью, разделением на отдельные, не связанные между собой группы, большим количеством «изолированных» учащихся, частыми затяжными конфликтами
Основные причины неблагополучного психологического климата:
- наличие таких неформальных лидеров, которые работают на разобщение коллектива, вносят раздор между группами и отдельными учениками;
- взрослые, которые поощряют наушничество и высмеивание слабого, неудачливого и порой сами допускающие это;
- родители, которые полностью переложили заботу о своем ребенке на школу и отказываются помогать учителю во внеклассных мероприятиях.
- Выбрать и последовательно реализовывать долговременную совместную вне учебы программу действий, в достижении которой должны участвовать все ученики класса (театральная постановка, создание классного музея, выпуск «самописного» периодического издания, всего того, что соответствует достаточному уровню компетентности классного руководителя и возможностям школы).
- Организовать классную жизнь с распределением ролей и обязанностей (создание в классе подгрупп для организации классных мероприятий, создание классного уголка, стендов, поздравлений с днем рождения, замечать успехи, поощрять их и отмечать в присутствии всего класса, назначить ответственных).
- В организации внеклассной деятельности опираться на неформальных лидеров и предпочитаемых учеников.
- Проводить тематические классные часы, в частности, в игровой форме, направленные на концентрацию внимания учеников на позитивных чертах характера и поступках учащихся, а также обсуждение книг, кинофильмов и спектаклей с акцентом внимания на позитивных чертах героев и их положительных поступках.
- Рекомендовать родителям:
- воздерживаться от отрицательных оценок кого-либо и чего-либо в присутствии ребенка;
- больше концентрировать внимание на «положительном» для формирования позитивного восприятия окружающего мира и людей.