Элементы занимательности на уроках
математики в начальной школе
Хохлова Ирина Валерьевна
Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики является не только знания, но и определённый стиль мышления. Пробуждение у младших школьников интереса к математике, развитие их математических способностей нереально без применения в образовательном процессе заданий занимательного и нестандартного характера. К занимательному материалу относятся математические развлечения: загадки, загадки-шутки, ребусы, головоломки; логические задачи, игры, упражнения; дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В процессе проведения уроков математики было замечено, что учащиеся начальной школы, которые решали занимательные задачи, могут более гибко и разносторонне мыслить, чем те, кто никогда не решал занимательных задач. Чем же это обусловлено? Дело в том, что занимательные задачи приобщают учащихся к творческому поиску и самостоятельной исследовательской деятельности, формируют познавательный интерес к математике. Важно использовать занимательные задачи, особенно в начальных классах, для целенаправленного формирования у школьников определенной гибкости мышления. Основу занимательности должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. Авторы Кордемский, Г.И.Зубелевич считают нецелесообразным рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность ученика. Поэтому в основу разбиения материалов занимательного характера они предлагают положить два существенных свойства понятия «учебная занимательность»:1.Связь с учебным предметом.
2.Воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
Таким образом, разбиение можно представить так:
1.Организационная занимательность.
2.Информационная занимательность.
3.Внеучебные задания занимательного характера.
4.Учебные занимательные задания.
Еще К.Д. Ушинский в свое время рекомендовал: "подключать составляющие занимательности, игровые факторы в учебный труд школьников для того, чтобы процесс познания был более продуктивным". В игровой деятельности на уроке математики младшие школьники неприметно для себя выполняют различные упражнения со сравнением множеств, выполнением арифметических действий, тренируются в устном счете, решении задач. Условия практически любой игры по умолчанию требуют заинтересованности в победе, а следовательно, пробуждают у ребенка потребность в концентрации, находчивости, смекалке, быстроте и т.д. Учащийся работает с азартом, заинтересованностью в процессе реализации задания, но задание должно быть выполнимым, т.е. приемлемой сложности.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки, рука, вставание у парт, хлопок в ладоши и т.п. В большинство игр я вношу элемент соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. В процессе дидактической игры младший школьник активно оперирует уже имеющимися у него "знаниями, а, если это необходимо, изучает новый материал, без которого дальнейшее проведение игры невозможно; причем изучение этого нового материала идет не потому, что так надо, а потому, что возникает потребность в новых знаниях - ведь иначе игра не получится, не будет доведена до конца. Дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. Ребенок становится активным, заинтересованным субъектом познания; деятельность воспитателя становится менее заметной". Главное в учебной деятельности - развить в ребенке интерес к изучаемому предмету. Игра является средством для установления атмосферы доброжелательности и взаимопонимания между учителем и детьми.
Дидактическая игра - необходимое средство активизации познавательной деятельности детей. Она помогает учителю сделать процесс обучения более разнообразным и интересным для учеников. Ведь игра способна разрешить некоторые проблемы школьного преподавания, такие как: однообразие процесса обучения и незаинтересованность ребенка в обучении. Ее применение позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников и вести преподавательскую деятельность в русле ФГОС НОО.