Как правильно мотивировать ребенка к учебе?
Дмитриева Оксана Валерьевна
Какой бывает мотивация?
Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.
Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.
Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы.
Причины нежелания учиться
Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.
Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.
Самые распространенные причины, почему ребенок не хочет учиться:
· удовольствие от самого процесса обучения,
· стремление к успеху,
· позитивное общение с одноклассниками и учителями,
· понимание необходимости учебы для жизни.
Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации:
· сверх-важность отметок,
· учеба – вынужденный долг,
· материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
· избегание наказаний за плохие отметки,
· престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.
Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.
Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.
1. Совместная деятельность,
Когда мы делаем что-то вместе с ребенком , то ему не кажется уже это какой-то скучной работой , совместная деятельность может помочь — ну просто потому, что вместе не так скучно. Ребенок увидит заинтересованность взрослого,его вовлеченность
2. Маленькие поощрения
Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую , конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе.3. Наше одобрение и неодобрение
. Если этот метод использовать в меру, то он эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или учиться.
4. «Сделал!
Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался . Задание должно быть тяжелым, но не непомерным.5. Коллективная и семейная мотивация
Если в вашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».
6. Справедливость
Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах!
Какой бывает мотивация
Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.
Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.
Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы.
Причины нежелания учиться
Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.
Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.
Самые распространенные причины, почему ребенок не хочет учиться:
· удовольствие от самого процесса обучения,
· стремление к успеху,
· позитивное общение с одноклассниками и учителями,
· понимание необходимости учебы для жизни.
Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации:
· сверх-важность отметок,
· учеба – вынужденный долг,
· материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
· избегание наказаний за плохие отметки,
· престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.
Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.
Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.