Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Неуспеваемость учащихся.
Причины и пути преодоления

Акладиус Ирина Александровна
К неуспевающим относят учащихся, которые за отведенный период не овладевают на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными программой.
Неуспеваемость является следствием систематических отставаний. Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточном этапе обучения.
Все причины неуспеваемости могут быть разделены на две группы: внутренние причины и внешние причины.
К внутренним причинам можно отнести следующие:
  • особенности здоровья детей;
  • неготовность детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения, в частности недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов;
  • Низкий уровень навыков учебного труда (невнимательность на уроках, непонимание требований учителей);
  • отсутствие мотивации учения;
 недостаточный объем знаний, умений и навыков, их недостаточное освоение на предыдущих этапах.
Неуспеваемость может быть вызвана рядом внешних причин:
  • недостатки дидактических и воспитательных воздействий;
 
  • недостатки учебных планов, программ, методических пособий;
  • некачественная  организация педагогического процесса в школе и дома;
  • социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
Для предупреждения неуспеваемости можно предложить несколько путей.
  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Программный материал должен освещаться не монотонно-деловым тоном, а необходимо воздействовать на эмоциональную сферу, использовать яркую наглядность. По мере изложения материала необходимо задавать детям нестандартные вопросы, ответы на которые требуют интерпретации полученных знаний. Учитель должен демонстрировать важность получаемых знаний и умений, как для личностного развития, так и в общественном плане. Содержание урока должно быть наполнено интересными фактами, историческими справками. Учитель должен обращать внимание на наиболее трудные моменты и подчеркивать наиболее важные.
Организация урока также должна быть направлена на эффективное усвоение материала. В начале урока определяется тема и ставятся учебные задачи. В конце урока обязательно подводятся итоги. Учащиеся анализируют, смогли ли решить поставленные задачи, что этому способствовало.
Маленьких учеников необходимо настроить на урок, дать им возможность переключиться на рабочий лад после активной перемены.  
Для профилактики переутомления  в начальной школе проводят физкультурные минутки, пальчиковую гимнастику и зарядку для глаз.
При выполнении заданий ученикам должна оказывать помощь, как со стороны учителя, так и со стороны других обучающихся.
Организуя урок, учитель должен обеспечить разнообразие характера работы: по образцу, репродуктивный, творческий.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
 - активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность  в успехах класса. В
Индивидуальный подход к учащемуся.
Индивидуальный подход предполагает организацию педагогического воздействия с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, воспитания и условий жизни, в которых он находится. Следовательно, индивидуальный подход к неуспевающим  детям предполагает всестороннее изучение педагогом каждого ребёнка, выяснение причины характера неуспеваемости.
Специальная система домашних заданий.
Задания на дом могут отличаться по степени сложности и по объему. Неуспевающим детям требуются более четкие инструкции. Надо обращать внимание детей на необходимость повторения теоретических основ материала перед выполнением письменных заданий.
Усиление работы с родителями.
Родители обязательно включаются в работу над преодолением неуспеваемости.  Он них требуется более тщательный контроль над выполнением домашнего задания.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Сильные ученики могут выступать в роли наставников и помогать преодолевать трудности у слабоуспевающих детей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»