Повышение познавательной активности обучающихся
младшей школы при использовании
интерактивного оборудования
Панакшева Екатерина Ивановна
На современном этапе развития общества и общественных отношений, появляется большое количество возможностей использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе. Происходящие информационные процессы и явления ведут к более широкому применению информационно-коммуникационной среды для повышения эффективности источников информации, что ведёт к получению высококачественных знаний во всех сферах жизни. Сегодня методы и средства получения, обработки, отображения, передачи, хранения, использования информации являются одной из прикладных способностей высококвалифицированного специалиста. В таких условиях появляется необходимость применения интерактивного оборудования в процессе обучения, в том числе и с целью развития познавательной активности обучающихся. Процесс вхождения в эпоху информационного общества ведёт за собой информатизацию всех аспектов жизни человека и предъявляет новые требования к профессиональным качествам педагога в области использования компьютерных технологий, что находит свое отражение в информатизации современного образования.В связи с этим современные исследователи занимаются изучением влияния и применения различных видов интерактивного оборудования на образовательный процесс. Рассматривают предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества, исследуют теорию создания методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществляя деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации].
В настоящее время процесс образования может быть эффективен, если реализуются дидактические принципы наглядности, научности, доступности, систематичности и определенного структурного представления учебной информации.
Психолого-педагогические исследования убеждают, что в процессе обучения необходимо ориентироваться на уровень развития познавательной активности обучающихся. Достаточно часто педагоги недооценивают важность первоначального уровня развития познавательной активности, хотя благодаря этому учащиеся овладевают конкретными знаниями, умениями и навыками, которые помогут дальнейшему обучению школьника.
Что касается вопроса влияния интерактивного оборудования на формирование познавательного интереса учащихся, то они рассмотрены в работах многих педагогов и методистов, которые позволяют нам сделать вывод о важности использования интерактивного оборудования в развитии познавательной активности обучающихся, поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль. Например, использование графики помогает обучающимся усваивать материал, появляется возможность манипулирования различными объектами на экране дисплея, ученики могут увидеть разнообразные источники информации и различные ее виды.
Познавательная активность играет огромную роль в жизнедеятельности человека. Его предметом является одно из главных свойств человека познавать окружающий мир и, не только с целью приспособиться к природе и к социально-общественным отношениям, а уловить и понять его закономерность, противоречивость, осознать причинно-следственные связи, также научиться отражать в сознании сущностные стороны всех аспектов жизни. Будучи включённым в познавательную деятельность – познавательный интерес, тесно соприкасается с формированием личностных отношений: избирается отношение к той или иной науке, происходит общение с остальными участниками познавательной деятельности. Благодаря таким особенностям, начинает формироваться миропонимание, мировоззрение, мироощущение. В течение жизни обучающегося, интерес побуждает его к преобразованию действительности посредством деятельности.
Говоря о применении интерактивного оборудования в начальной школе, стоит затронуть работы исследователей. Они считают, что при помощи интерактивного оборудования происходит повышение познавательной активности при изучении предметов и улучшает успеваемость, более полно усваивается теоретический материал, появляются умения добывать информацию из разнообразных источников и производить её обработку, появляется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
В современном обществе огромное значение имеет способность и стремление человека познать активно меняющийся мир. Изучение познавательной активности обучающихся начальной школы имеет научную и практическую значимость. В информационном обществе для удовлетворения познавательных потребностей обучающихся традиционной системы обучения недостаточно. Внедрение интерактивного оборудования в образовательный процесс позволяет создать самые оптимальные условия для образования младших школьников.
В современном обществе не хватает людей, которые имеют высокий уровень подготовки как общеобразовательной, так и профессиональной. Людей, которые смогут быстро найти решение и выход из сложных ситуаций, а также качественно разобраться в вопросах политики, экономики, науки. Значимым качеством человека является познавательная активность и именно она формируется у личности в учебной деятельности. Вопрос о развитии и повышении познавательной активности ставили перед собой ученые еще в давние времена. Педагогически доказано, что при проявление познавательной активности обучающимися, процесс обучения протекает намного эффективнее.
Анализ исследований по данной проблеме показывает, что на сегодня собралось большое количество материалов, посвященных необходимости усовершенствование образования, в частности обучения обучающихся начальной школы с помощью интерактивного оборудования и повышению их познавательной активности.