Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование инженерных компетенций младших школьников

(из опыта работы)
Славинская Оксана Михайловна,
учитель начальных классов


Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ
к образованию и к формированию личности и характера.
Л.С. Выготский  
Внимание в младшем школьном возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Учащиеся не могут усидеть на месте, необходима частая смена видов деятельности. Дети отлично запоминают то, что вызывает у них определенные чувства. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал.
Для успешного привлечения внимания при обучении школьников проектно-исследовательской деятельности мы реализуем принцип метапредметности, системнодеятельностного и компетентностного подходов,  выстраиваем систему внеурочной деятельности, исходя из возрастных особенностей.
В учебный курс внеурочной деятельности «Мои первые проекты» нами был включен модуль «Знакомство с физикой», который тесно переплетается с курсом дополнительного образования «Познаю мир», связанный с такими предметными областями как физика и окружающий мир.
На занятиях этого курса учащиеся приоткрывают дверь в огромный мир природы. Именно в этом возрасте наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой, а значит и более яркий чувственный опыт.
В начале работы по данному модулю предполагаемым результатом являлась опытная деятельность по изучению физических процессов в окружающем нас мире. Это несложные, небольшие работы, выполняемые в течение короткого промежутка времени (1-2 занятия).
Как правило, это первые работы учащихся и у большинства из них навыки работы с инструментом и измерительным оборудованием невысокие. Поэтому параллельно с поиском информации в специальной литературе, работой с книгами и другими источниками информации, ребята изучают основные приемы работы в опытной деятельности, решают простейшие инженерные задачи, знакомятся с основными приемами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). В процессе работы учащиеся приобретают навыки кропотливой скрупулезной работы, отладки опытной деятельности, знакомство с физическими процессами.
Как работает модуль?

Модуль составлен таким образом, чтобы темы пересекались с темами, изучаемыми на уроках окружающего мира, дополняя друг друга.
В модуле каждое занятие содержит проблему, требующую решение, что заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы и искать решения. В процессе работы ребята наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности и планируют свою деятельность.
В процессе обучения плавно уменьшается доля помощи учителя и увеличивается самостоятельная деятельность учащихся. Каждое занятие содержит проблемный момент, который наталкивает ребят на рассуждение, формулирование вопроса и поиска ответа не только в теории, но опытным путем. Все это развивает и обогащает мыслительную/ познавательную и эмоциональную сферы учащихся.
Модуль состоит из серии занятий, направленных на освоение некоторой физической и географической терминологии, углубление знаний по курсу Окружающего мира, знакомятся с основными физическими и природными явлениями. «Учатся» у природы совершенствованию технического мира, посредством сравнения работы механизмов и природных организмов (на прошлых уроках проводили небольшое исследование в рамках темы по окружающему миру о схожести работы фотоаппарата и глаза)
Для достижения ожидаемого результата работа на каждом занятии строится по определенной структуре:
•          Мозговая разминка.
В начале каждого занятия - «Мозговая разминка» (3-5 мин.) это могут быть загадки, ребусы, кроссворды, касающиеся темы занятия. Материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития познавательных способностей и интересов учащихся. Данный вид работы хорошо представлен в комплексе «Юным умникам и умницам».
Таким образом, происходит актуализация знаний, через загадки, знакомства со сказочным персонажем, что позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
•          Основное содержание занятия – изучение нового материала. Проблемный вопрос.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и тренировочных, игровых или содержащих вопрос упражнений, направленных на решение поставленных проблемных задач данного занятия.
•          Предположения и гипотезы.
Затем, мы переходим к теме занятия, выясняем, что знают уже учащиеся и что бы им хотелось нового узнать. А главное, как мы можем это узнать и обосновать, доказать. 
•          Занимательные опыты
Оставшееся время - совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.
Следующий этап закрепление знаний он реализуется через выполнение различных занимательных опытов, как совместных, так и индивидуальных. Опыты подбираются в соответствии с возрастом.
Занимательные опыты повышают познавательную деятельность.  Формируют умения грамотно излагать свои мысли, работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий.
•          Рефлексия.
И в завершении каждого занятия рефлЕксия. Это может быть цветовая рефлексия, закончи фразу, поделись эмоциями и другие приемы.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
 
 
На данном этапе работы над модулем (2 год обучения) ребята показывают хорошие результаты в освоении умения наблюдать за природой, ставить вопросы и решать возникшую «проблему» с помощью простейших опытов, видят и понимают причинно-следственные связи, а также делают выводы.
Результатом освоения модуля стали хорошие проектные работы, подготовленные на НПК лицея «Первые шаги в науку»:
  1. Дождевой вальс или как образовался дождь
  2. Игра света и радуга
  3. Грозовая молния
  4. Механизм работы автомобиля
  5. Я создаю велосипед (исследование не только истории создания и эволюции, но и возможные способы усовершенствования двигательного механизма)
  6. Как работает светофор
  7. Как улететь на ракете в космос?
  8. Физические процессы в атмосфере
  9. Катушка Теслы
  10. Как действует вулкан?
Часть работ были представлены не только в классе, но и на лицейском уровне, а также опубликованы в электронных СМИ.  Все проекты выполнены с прекрасным опытным материалом. Это показывает, насколько результативен и перспективен модуль для формирования исследовательского, а далее и инженерного мышления.
Побуждая учащихся к действию, поиску решения проблемных заданий, хитроумных задач, работе с информацией, переработку и преобразование ее в иную форму, поиску причинно-следственных связей, к применению полученных знаний на практике и помощь в формировании внутренней потребности, а так же мотивация к усвоению нового, умения учиться в условиях коллектива и веры в свои силы… мы активно формируем и  развиваем познавательные УУД на занятиях модуля «Знакомство с физикой». Что играет большую роль в дальнейшей жизни каждого ребенка.
Эта работа очень кропотливая и сложная, но, несмотря ни на что, очень интересная.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»