Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности игровой деятельности младших
школьников во внеклассной работе

Сивицкая Наталья Валериевна
Под внеклассной работой в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной и направленна на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
 Основная цель внеклассной работой в начальной школе – это достижение личностных и метапредметных результатов. Данное утверждение определяет и специфику внеклассной работой, в ходе которой младшие школьники не только должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Основные принципы организации внеклассной работой в начальной школе:
- учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой; доступность и наглядность;
- использование интересных методов обучения, в том числе и игровую деятельность;
- включение в активную жизненную позицию.
Разнообразные виды внеклассной работы помогают младшему школьнику самореализоваться, повысить собственную самооценку, укрепить уверенность в своих силах. У младшего школьника формируется положительное восприятие себя как личности. Поскольку ученик пробует себя в различных видах деятельности, обогащает его опыт, и он приобретает практические навыки.
Внеклассная работа своим разнообразием пробуждает у младших школьников интерес к разным видам деятельности, им хочется участвовать в различной деятельности, в том числе и в общественной. Принимая участие во внеклассной работе, младшие школьники раскрывают свои творческие способности, а также учатся находиться в коллективе, сотрудничать друг с другом, находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. Многие педагоги отмечают, что использование во внеклассной работе игровой деятельности позволяет повысить результаты учебной деятельности учащихся.
Формы внеклассной условно подразделяются:
- словесные формы (читательские конференции, диспуты, устные журналы и т.п.);
- практические формы (экскурсии, спартакиады, походы, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.);
- наглядные формы (школьные музеи, проектные работы, тематические стенды и выставки и т.п.).
Игровая деятельность во внеклассной работе используется:
- для лучшего усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве элементов проведения внеклассной работы, с целью повышения мотивации учения младших школьников;
 - в качестве упражнений, контроля или закрепления информации;
- в качестве технологий внеклассной работы (например, коллективные творческие дела).
Специфику игровой деятельности во внеклассной работе в значительной степени определяет игровая среда, например различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Б.П. Никитина предложила технологию использований игровой деятельности с младшими школьника которая состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта. Задачи даются младшему школьнику в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции.
Использование игровой деятельности во внеклассной работе имеет огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции младшего школьника в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Учащиеся легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры. Результативность игровой деятельности зависит от систематического их использования, от целенаправленности учебной задачи.
Игровая деятельность во внеклассной работе строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровой деятельности из отдельных игр и элементов – это важная задача учителя начальной школы.
Рассмотрим примеры игровых технологий во внеклассной работе подробнее:
1. Игра - соревнование, представляет собой учебное занятие, имеющих в основе соревновательную составляющую между командами, фиксирующая скорость и правильность ответов на вопросы и решений различных заданий, предлагаемых учителем. Данный вид внеклассной работы имеет большое количество разнообразных игровых форм: соревнование, поединки, на примере известных телевизионных игр, например, «Звездный час», «Брейн-ринг», «КВН».
Игры соревнования во внеклассной работе включают три этапа:
- подготовительный (подготовка необходимой информации, сопутствующего материала);
- игровой (собственно игра);
- подведение итогов (оценка результатов игры).
 Данный вид игры во внеклассной работе имеет собственную структуру, которая в процессе подготовки проходит определенную детализацию в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями предлагаемого сюжета. Обычно игра-соревнование начинается с конкурса капитанов, который не предусматривает выставление баллов, но дается право победившей команде, первой осуществить вызов, или передать данный приоритет соперникам. Жюри должно наблюдать за ходом игры, соревнования и выставлять баллы за каждое решение. В случае, когда никто из участников не знает решения, в учитель его озвучивает. В конце участники должны подвести командные и индивидуальные результаты.
Интерактивная игра представляет собой вмешательство учителя в групповую ситуацию, которая влияет на активность членов группы в зависимости от поставленной учебной цели. Данная игра дает возможность учащимся, намного лучше осознать учебную задачу. Интерактивные игры помогают эффективно научиться неизвестным ранее способам поведения и реализовать на практике новые идеи.
Игра викторина во внеклассной работе составляется таким образом, чтобы младшие школьники смогли продемонстрировать знание и понимание терминов, событий, процессов, дат, фамилий, географических названий. Вопросы, используемые викторине, могут быть известны заранее, а могут быть озвучены лишь в момент игры. Стоит отметить необходимость учитывать возрастные особенности участников игры-викторины, при составлении комплекса вопросов. При несоблюдении данного условия могут возникнуть ситуации недопонимания и конфликта, что негативно скажется на мотивации учащихся в дальнейшем принимать участие в подобных играх.
 Игры – путешествия, например, в «Математическую страну» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Таинственный остров», и т.д., использование таких игр во внеклассной работе позволяют повысить учебный интерес младших школьников, а также способствуют активизации умственной, речевой и творческой деятельности. Такие игры окажут положительное влияние на эффективность формирования широких познавательных мотивов младших школьников.
Игры-упражнения. Не только позволяют развивать познавательные способности младших школьников, но также способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
Таким образом, использование игровой деятельности во внеклассной работе позволяют преподать учебный материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес у учащихся к познанию, формируют познавательные компетенции.
В процессе использования игровой деятельности реализуется целый комплекс образовательных задач, включающий развивающие, дидактические, воспитательные и социализирующие задачи. Игровая деятельность должна иметь направленность на расширение, углубление, систематизацию представлений младших школьников и развитие их познавательных способностей. Игры осуществляют учебные задачи средствами активной и интересной для младших школьников деятельности, так как основа игры - органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Использование игровой деятельности во внеклассной работе имеет огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции младшего школьника в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра позволяет сделать внеклассную работу интересной, качественной, реализует интеллектуальный и творческий потенциал младших школьников

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»