Применение мастерских в процессе ознакомления
младших школьников с окружающим миром
Полянская Светлана Геннадьевна
Веяния XXI века предлагают новые подходы к системе образовательного процесса. Значительное место в «Стандартах второго поколения» уделяется формированию знаний по окружающему миру с учетом особенностей учащихся начальной школы и связанно с освоением ребенком новой социальной позиции, познанием, расширением взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, социальном признании и самовыражении. В скором времени начальные классы школ России начнут работать по новому образовательному стандарту. Зачем школьнику изучать предмет «Окружающий мир»? Чтобы уметь объяснять окружающий мир, в котором он живет и частью которого является, чтобы систематизировать свой опыт, полученный как из непосредственного общения с окружающим миром, так и с помощью книг, телевидения, Интернета. Чтобы формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру. Возможно ли решить эту задачу только на традиционных уроках. Современная школа должна построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы детей и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой стороны - обеспечить усвоение необходимых знаний; помочь и поддержать творческий процесс учения - процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.Система образования столкнулась с актуальной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. В настоящее время востребованы люди творческие, активные, инициативные. Творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека, который должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Важным становится использование в педагогическом процессе методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся сделать выбор осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
В данной работе рассматривается технология обучения младших школьников на примере мастерской.
Технология — от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова. Развитие образовательных технологий связано с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Успешно использовать технологии в своей работе может только опытный педагог, учитывающий возрастные особенности, характер мышления и восприятия, уровень общего развития ребенка. В настоящее время различными авторами и коллективами авторов создаются новые программы и курсы для начальной школы по ознакомлению с окружающим миром. В преподавании окружающего мира стали активно использоваться новые формы обучения. Таковым является эвристический подход к образованию, позволяющий расширить возможности проблемного и развивающего обучения. Эвристическое обучение обеспечивает положительные результаты изучения главных объектов изучения. А также уроки, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательную функцию. В 1 классе ученик познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Главная цель изучения окружающего мира - упорядочить опыт ребенка и показать всеобщую взаимосвязь ученика со всей окружающей его действительностью. С целью выявления эффективности проведения мастерских в формировании знаний окружающего мира у учащихся мы провели эксперимент. В нем участвовало 50 учащихся 1 классов. Для исследования были предложены вопросы, направленные на выявление знаний о ближайшем окружении учащихся, знания о семье, ее составе, стране, городе. Выявление знаний учащихся о различиях живой и неживой природы; о растительном мире, о чертах сходства и различий растений, основных группах растений; знания о животном мире, о живых организмах, о сходствах и различиях животных.
Результаты эксперимента показали, что большинство школьников, пришедших в 1 класс, еще не имеют достаточных знаний об окружающем мире, о ближайшем окружении, о семье, о стране в которой живут. Познакомить с классификацией растений, животных, живой, неживой природой, упорядочить опыт ребенка и показать всеобщую взаимосвязь ученика со всей окружающей его действительностью, является ответственной задачей учителя. Нами отмечено также отсутствие важнейших умений, которые получают дети в 1-м классе, - умение общаться, умение оценивать свои действия и действия своего товарища, умение схематизировать, умение рефлектировать, такие же важные, как умение читать, писать, считать.
Для достижения этой цели, было предложено применение в 1 классе на уроках окружающего мира творческих мастерских. Творческие мастерские способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.