Здоровье сберегающие технологии в начальной школе
Новикова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 572
Невского района Санкт-Петербурга
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 572
Невского района Санкт-Петербурга
Одной из основных тем для обсуждения, которые интересны не только родителям, но и педагогам, без сомнения, является тема здоровья ребенка. Очевидно, что довольно значительное количество своего времени ребенок проводит в школе, и что школа несет ответственность, как за сохранение, так и за укрепление формирующегося иммунитета подрастающего поколения. Статистические данные позволяют сказать, что наличие здоровье сберегающих технологий в учебном процессе дает возможность обучающимся лучше адаптироваться в образовательном и социальном пространствах, поскольку только здоровый человек способен в полном объеме получать знания и оптимально их усваивать. Болезненное состояние, в любое его проявлении, будет снижать эффективность обучения. Соответственно сохранение физического и психического здоровья всех субъектов образовательного процесса будет важнейшим условием для получения и усвоения новых знаний, а значит, учителю надо привить ребенку необходимость в сохранении и укреплении здоровья, дать навыки безопасного поведения и постараться предотвратить не нужные психологические и физические нагрузки и обеспечить условия для здоровой учебы. Поэтому процесс обучения без нанесения вреда здоровью это не просто задача школы, а неотъемлемое условие её функционирования. Драгоценным даром природы, который получает человек, является именно здоровье и задача школы не сводится только к вопросу сохранения здоровья на период обучения, поскольку без хорошего самочувствия самодостаточная и счастливая жизнь человека просто не возможна. Проблематика состояния здоровья подрастающего поколения – это один из важнейших показателей, если общество и государство хотят быть благополучными и иметь перспективы для дальнейшего развития и отражают как текущее положение дел в сфере здравоохранения в целом, но и могут дать достаточно точный прогноз на перспективу. На сегодняшний день, в качестве одного из важнейших и приоритетных направлений ФГОС можно выделить формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, так же очень важно, чтобы педагог стремился создавать психологически комфортную и благоприятную эмоциональную атмосферу на уроках. Соответственно ФГОС говорит о том, что здоровье школьника определяется множеством факторов, к которым относятся не только физическое развитие и социальная составляющая, но и такие компоненты как нравственная и психическое равновесие. Применяя такой комплексный и многоуровневый подход можно обеспечить максимально сохранение здоровья каждого ученика. В последние годы зафиксировано значительное ухудшение здоровья населения РФ, особенно детей, а значит, актуальным будет разработка и внедрение мероприятий, основанных на здоровье сберегающих технологиях.
Сам по себе термин «здоровье сберегающие образовательные технологии» подразумевает совокупность принципов, методов и приемов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения. Какие действия следует рекомендовать при внедрении подобных (здоровье сберегающих) технологий в начальной школе? ФГОС определена следующая последовательность, параллельно требуется, чтобы учителя, ученики, родители, медицинские работники действовали сообща и взаимодействовали друг с другом: определить, какие в данной школе существуют проблемы, препятствующие здоровье сбережению; составить план решения этих проблем и создания максимально безопасной и комфортной среды для обучения; помочь педагогам и работникам школы осознать ответственность за здоровье учеников; обучить педагогический состав и школьников, как правильно применять здоровье сберегающие технологии; начать внедрять знания в повседневную школьную жизнь.
Все применяемые в учебно-воспитательном процессе здоровье сберегающие технологии подразделяются на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Основой здоровье сберегающих технологий следует считать обеспечение образовательной среды, в рамках которой происходит ослабление или полное снятие различных стрессообразующих факторов, появляющихся во время учебно-воспитательного процесса для чего необходимо соблюсти ряд условий, таких как творческий характер образовательного процесса, обеспечение мотивации образовательной деятельности, осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности, рациональная организация двигательной активности, обеспечение адекватного восстановления сил и прочного запоминания. Кроме того существует ряд немаловажных факторов также влияющих на здоровье школьников. В первую очередь это, конечно же, интенсификация обучения в совокупности со снижением двигательной активности, здесь нужно отметить увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни, а так же нарушение зрения, осанки и нервно-психического здоровья.
Не последнее место в здоровье сберегающей работе занимает рациональная организация урока, чьими показателями являются объём учебной нагрузки (количество уроков, их продолжительность, включая, временя на выполнение домашних заданий), нагрузка от дополнительных занятий и занятий активно-двигательного характера (динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия). Выше сказанное указывает на большое значение данного аспекта, т.к. учитель организует урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, чтобы минимизировать усталости учащихся. Внедрение оптимальной организации учебного процесса подразумевает соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки и домашних заданий. Однозначно можно утверждать, что стиль общения педагога с учащимися аналогично влияет на состояние здоровья школьников. Внешняя мотивация, такая как похвала, соревновательный момент и т.п. будет положительно влиять на психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения, ведь положительные эмоции у школьников, да и у самих учителей, определяют позитивное воздействие школы на здоровье.
На состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки – шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Внутренняя мотивация так же стимулируется за счет присутствия внешней, таким образом, формируя у учащихся стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Оптимальным является 4-7 видов, например, опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия, учебной деятельности, используемых за урок, тогда как однообразность урока ведет к утомляемости школьников. Такое количество видов учебной деятельности определяется тем, что частая смена одного вида деятельности на другой требует дополнительных адаптационных усилий, что опять-таки приведет к увеличению степени утомляемости у учащихся, но параллельно такой подход способствует росту, причем средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности должна составлять от 7 до 10 минут с чередованием не позже чем через10-15 минут, а число, использованных учителем видов преподавания будь то словесный, наглядный, аудиовизуальный или самостоятельная работа должно быть не менее трех в течение урока.
Смена поз учащихся на уроке, должна соответствовать видам их (учащихся) работы. Показательным является степень естественности позы школьников на уроке, которая отображает уровень психологического воздействия учителя или степень его авторитаризма. За учебный год необходимо менять расположение посадочных мест для каждого ученика не менее трех раз. Соответственно это позволит трижды менять и зрительное поле ученика, что само по себе будет профилактикой сохранения зрения. Можно на листе ватмана изобразить какие-либо цветные фигуры (не следует забывать о психологическом воздействии цвета на ребёнка) с толщиной линии порядка 1 см, по которым дети «бегают» глазами.
Практикование регулярной гимнастики для глаз позволяет не только сохранять зрение у человека, но и может восстановить его полностью и отказаться от очков. Приведем ряд упражнений:
– в сидячем положении следует расслабиться и медленно подвигать глазами поочередно слева направо, и затем справа налево с повторением по 3 раза в каждую сторону;
– медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот (повторить 3 раза);
– представь вращающиеся велосипедное колесо, выделить на нем какую-либо точку и мысленно отслеживать траекторию ее вращения в одну сторону, затем в другую (повторить 3 раза);
– разместить ладони одну над другой, таким образом, чтобы получился треугольник, закрыть этим треугольником глаза, причем глаза под ладонями должны быть открытыми, а ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет (повторить 3 раза);
– смотреть на кончик носа, пока не возникнет чувство усталости, расслабиться на 5-6 секунд;
– быстро моргать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти, затем в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую и левую стороны, расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти;
– стоя возле парт, учащиеся выполняют наклон в правую сторону, при этом подмигивая правым глазом, после выполняется наклон в левую сторону с одновременным подмигиванием левым глазом.
Такие несложные приемы обеспечивают развитие зрительно-моторной реакции, локализацию в пространстве, стереоскопическое и различительно-цветовые функции зрения.
Ведение уроков физкультуры около трех раз в неделю, физкультурные паузы и подвижные перемены позволяют увеличить объём двигательной активности школьников. Весьма эффективным средством в учебном процессе являются оздоровительные минутки. Поскольку большая часть обучающихся в начальных классов не умеет правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега или в условиях относительного мышечного покоя, то появляются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уменьшению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, что может повлечь даже нарушение речи. Поэтому следует проводить упражнения, направленные на выработку навыков по глубокому дыханию, т.е. тренировать усиления выдоха в комбинации с разными телодвижениями и движением конечностями. Такие упражнения создают нагрузку для мышц, не задействованных во время текущей деятельности и расслабляют те мышцы, на которые приходится основная статическая или статико-динамическая нагрузки, и проводятся в начальных классах в виде физкультминуток.
Сегодня актуальными стали упражнения для детей с избыточным весом:
– ходьба с высоким подниманием коленей;
– исходное положение – ноги вместе, руки опущены; поднять руки вверх, ставя ногу на носок (поочередно правую и левую ногу), затем прогнуться и сделать вдох; вернуться в исходное положение и сделать выдох;
– исходное положение – сидя на стуле; откинувшись на спинку энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание при этом произвольное.
Упражнения для улучшения осанки:
– исходное положение – принять правильное положение и зафиксировать его;
– ходьба с правильной осанкой;
– ходьба с высоко поднятыми руками;
– ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки, продолжительностью около 30 сек;
– лёгкий бег на носках.
Проводить их следует в светлом, чистом, хорошо проветренном классе, для чего перед выполнением упражнений следует открыть форточки, поскольку несвежий воздух в классе недопустим.
При проведении физкультминутки следует учесть специфику предмета и возможность использовать музыкальное сопровождение, элементы самомассажа или иными средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Обладая расслабляющим действием, массаж в любое время снимет перенапряжение:
– закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью, проведите ладонью от центра лба к вискам и от носа по скулам, затем ото рта по линии челюсти (проделать 3 раза);
– перебирая волосы руками, мягко потянуть все корни, делать по всей голове в умеренном темпе;
– сделать плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и вниз до начального положения (проделать 3 раза);
– сжать руки в кулаки и постучать по верхней и внешней поверхности бедра, ударять кулаком по бедру следует слегка, после массировать в течение 20-30 секунд.
Эффективное проведение физкультминуток зависит от наличия положительного эмоционального фона в классе, т.к. выполнение нехотя или в виде «одолжение» учителю не даст желаемого результата.
Эффективным методом является так называемая «пальчиковая гимнастика», которую учащиеся начальных классов воспринимают очень положительно, особенно упражнения типа «гребешок», «бабочка», «птица», «гонки слонов», «кошка выпускает коготки». Такие, стимулирующие мелкую моторику, игры способствуют укреплению и развитию различных навыков, они подготавливают руку к письму, развивают терпение и внимание у школьника, развивают фантазию, увеличивают работоспособность и работу мозга. Упражнения для мышц рук:
– «Моя семья»: этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик-папочка, этот пальчик-мамочка, а вот этот пальчик – я, вот и вся моя семья! (проводить поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальца);
– «Капуста»: мы капусту рубим-рубим, мы капусту солим-солим, мы капусту трём-трём, мы капусту жмём-жмём (прямыми ладонями делать движения вверх-вниз, поочередно поглаживать подушечки пальцев и потирать кулачком о кулачок, сжимать и разжимать кулачки);
– «Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки. Ну а теперь мы от Земли отталкиваем тучки»: данное упражнение делается стоя. Во время него учащиеся сплетают пальцы, ладонями вперед вытягивают руки, после поднимают вверх и тянутся как можно выше;
– «Руки мы на стол положим, повернем ладонью вверх, безымянный палец тоже хочет быть не хуже всех»: правую руку кладут на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец и то же самое проделывают левой рукой (повторять несколько раз).
Еще одним направлением в области здоровье сберегающих технологий, хотя и не совсем традиционным, может являться ароматерапия. Актуальным ее применение будет, как для профилактики простудных заболеваний, так и в период эпидемий гриппа и ОРВИ. Аналогично возможно использовать бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений, например, в классах находится значительное количество комнатных растений, которые очищают воздух.
Обобщая выше изложенное, хочется отметить, что здоровье сберегающее обучение в основном направлено на комплексное обеспечение психического и физического здоровья учащихся, базируется на преемственности, вариативности и практической ориентации. Результат достигается путем учета особенностей каждого класса в отдельности, т.е. через изучение и понимание учащегося, формирование положительного психологического фона, применение различных приемов, направленных на появление и сохранение интереса к учебе, создание возможности для самовыражения. Все это в совокупности обеспечивает мотивацию к учебной деятельности и предотвращает развитие усталости и утомляемости и как следствие создает условия для учебных достижений школьника.
Сам по себе термин «здоровье сберегающие образовательные технологии» подразумевает совокупность принципов, методов и приемов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения. Какие действия следует рекомендовать при внедрении подобных (здоровье сберегающих) технологий в начальной школе? ФГОС определена следующая последовательность, параллельно требуется, чтобы учителя, ученики, родители, медицинские работники действовали сообща и взаимодействовали друг с другом: определить, какие в данной школе существуют проблемы, препятствующие здоровье сбережению; составить план решения этих проблем и создания максимально безопасной и комфортной среды для обучения; помочь педагогам и работникам школы осознать ответственность за здоровье учеников; обучить педагогический состав и школьников, как правильно применять здоровье сберегающие технологии; начать внедрять знания в повседневную школьную жизнь.
Все применяемые в учебно-воспитательном процессе здоровье сберегающие технологии подразделяются на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Основой здоровье сберегающих технологий следует считать обеспечение образовательной среды, в рамках которой происходит ослабление или полное снятие различных стрессообразующих факторов, появляющихся во время учебно-воспитательного процесса для чего необходимо соблюсти ряд условий, таких как творческий характер образовательного процесса, обеспечение мотивации образовательной деятельности, осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности, рациональная организация двигательной активности, обеспечение адекватного восстановления сил и прочного запоминания. Кроме того существует ряд немаловажных факторов также влияющих на здоровье школьников. В первую очередь это, конечно же, интенсификация обучения в совокупности со снижением двигательной активности, здесь нужно отметить увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни, а так же нарушение зрения, осанки и нервно-психического здоровья.
Не последнее место в здоровье сберегающей работе занимает рациональная организация урока, чьими показателями являются объём учебной нагрузки (количество уроков, их продолжительность, включая, временя на выполнение домашних заданий), нагрузка от дополнительных занятий и занятий активно-двигательного характера (динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия). Выше сказанное указывает на большое значение данного аспекта, т.к. учитель организует урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, чтобы минимизировать усталости учащихся. Внедрение оптимальной организации учебного процесса подразумевает соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки и домашних заданий. Однозначно можно утверждать, что стиль общения педагога с учащимися аналогично влияет на состояние здоровья школьников. Внешняя мотивация, такая как похвала, соревновательный момент и т.п. будет положительно влиять на психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения, ведь положительные эмоции у школьников, да и у самих учителей, определяют позитивное воздействие школы на здоровье.
На состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки – шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Внутренняя мотивация так же стимулируется за счет присутствия внешней, таким образом, формируя у учащихся стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Оптимальным является 4-7 видов, например, опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия, учебной деятельности, используемых за урок, тогда как однообразность урока ведет к утомляемости школьников. Такое количество видов учебной деятельности определяется тем, что частая смена одного вида деятельности на другой требует дополнительных адаптационных усилий, что опять-таки приведет к увеличению степени утомляемости у учащихся, но параллельно такой подход способствует росту, причем средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности должна составлять от 7 до 10 минут с чередованием не позже чем через10-15 минут, а число, использованных учителем видов преподавания будь то словесный, наглядный, аудиовизуальный или самостоятельная работа должно быть не менее трех в течение урока.
Смена поз учащихся на уроке, должна соответствовать видам их (учащихся) работы. Показательным является степень естественности позы школьников на уроке, которая отображает уровень психологического воздействия учителя или степень его авторитаризма. За учебный год необходимо менять расположение посадочных мест для каждого ученика не менее трех раз. Соответственно это позволит трижды менять и зрительное поле ученика, что само по себе будет профилактикой сохранения зрения. Можно на листе ватмана изобразить какие-либо цветные фигуры (не следует забывать о психологическом воздействии цвета на ребёнка) с толщиной линии порядка 1 см, по которым дети «бегают» глазами.
Практикование регулярной гимнастики для глаз позволяет не только сохранять зрение у человека, но и может восстановить его полностью и отказаться от очков. Приведем ряд упражнений:
– в сидячем положении следует расслабиться и медленно подвигать глазами поочередно слева направо, и затем справа налево с повторением по 3 раза в каждую сторону;
– медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот (повторить 3 раза);
– представь вращающиеся велосипедное колесо, выделить на нем какую-либо точку и мысленно отслеживать траекторию ее вращения в одну сторону, затем в другую (повторить 3 раза);
– разместить ладони одну над другой, таким образом, чтобы получился треугольник, закрыть этим треугольником глаза, причем глаза под ладонями должны быть открытыми, а ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет (повторить 3 раза);
– смотреть на кончик носа, пока не возникнет чувство усталости, расслабиться на 5-6 секунд;
– быстро моргать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти, затем в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую и левую стороны, расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти;
– стоя возле парт, учащиеся выполняют наклон в правую сторону, при этом подмигивая правым глазом, после выполняется наклон в левую сторону с одновременным подмигиванием левым глазом.
Такие несложные приемы обеспечивают развитие зрительно-моторной реакции, локализацию в пространстве, стереоскопическое и различительно-цветовые функции зрения.
Ведение уроков физкультуры около трех раз в неделю, физкультурные паузы и подвижные перемены позволяют увеличить объём двигательной активности школьников. Весьма эффективным средством в учебном процессе являются оздоровительные минутки. Поскольку большая часть обучающихся в начальных классов не умеет правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега или в условиях относительного мышечного покоя, то появляются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уменьшению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, что может повлечь даже нарушение речи. Поэтому следует проводить упражнения, направленные на выработку навыков по глубокому дыханию, т.е. тренировать усиления выдоха в комбинации с разными телодвижениями и движением конечностями. Такие упражнения создают нагрузку для мышц, не задействованных во время текущей деятельности и расслабляют те мышцы, на которые приходится основная статическая или статико-динамическая нагрузки, и проводятся в начальных классах в виде физкультминуток.
Сегодня актуальными стали упражнения для детей с избыточным весом:
– ходьба с высоким подниманием коленей;
– исходное положение – ноги вместе, руки опущены; поднять руки вверх, ставя ногу на носок (поочередно правую и левую ногу), затем прогнуться и сделать вдох; вернуться в исходное положение и сделать выдох;
– исходное положение – сидя на стуле; откинувшись на спинку энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание при этом произвольное.
Упражнения для улучшения осанки:
– исходное положение – принять правильное положение и зафиксировать его;
– ходьба с правильной осанкой;
– ходьба с высоко поднятыми руками;
– ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки, продолжительностью около 30 сек;
– лёгкий бег на носках.
Проводить их следует в светлом, чистом, хорошо проветренном классе, для чего перед выполнением упражнений следует открыть форточки, поскольку несвежий воздух в классе недопустим.
При проведении физкультминутки следует учесть специфику предмета и возможность использовать музыкальное сопровождение, элементы самомассажа или иными средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Обладая расслабляющим действием, массаж в любое время снимет перенапряжение:
– закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью, проведите ладонью от центра лба к вискам и от носа по скулам, затем ото рта по линии челюсти (проделать 3 раза);
– перебирая волосы руками, мягко потянуть все корни, делать по всей голове в умеренном темпе;
– сделать плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и вниз до начального положения (проделать 3 раза);
– сжать руки в кулаки и постучать по верхней и внешней поверхности бедра, ударять кулаком по бедру следует слегка, после массировать в течение 20-30 секунд.
Эффективное проведение физкультминуток зависит от наличия положительного эмоционального фона в классе, т.к. выполнение нехотя или в виде «одолжение» учителю не даст желаемого результата.
Эффективным методом является так называемая «пальчиковая гимнастика», которую учащиеся начальных классов воспринимают очень положительно, особенно упражнения типа «гребешок», «бабочка», «птица», «гонки слонов», «кошка выпускает коготки». Такие, стимулирующие мелкую моторику, игры способствуют укреплению и развитию различных навыков, они подготавливают руку к письму, развивают терпение и внимание у школьника, развивают фантазию, увеличивают работоспособность и работу мозга. Упражнения для мышц рук:
– «Моя семья»: этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик-папочка, этот пальчик-мамочка, а вот этот пальчик – я, вот и вся моя семья! (проводить поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальца);
– «Капуста»: мы капусту рубим-рубим, мы капусту солим-солим, мы капусту трём-трём, мы капусту жмём-жмём (прямыми ладонями делать движения вверх-вниз, поочередно поглаживать подушечки пальцев и потирать кулачком о кулачок, сжимать и разжимать кулачки);
– «Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки. Ну а теперь мы от Земли отталкиваем тучки»: данное упражнение делается стоя. Во время него учащиеся сплетают пальцы, ладонями вперед вытягивают руки, после поднимают вверх и тянутся как можно выше;
– «Руки мы на стол положим, повернем ладонью вверх, безымянный палец тоже хочет быть не хуже всех»: правую руку кладут на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец и то же самое проделывают левой рукой (повторять несколько раз).
Еще одним направлением в области здоровье сберегающих технологий, хотя и не совсем традиционным, может являться ароматерапия. Актуальным ее применение будет, как для профилактики простудных заболеваний, так и в период эпидемий гриппа и ОРВИ. Аналогично возможно использовать бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений, например, в классах находится значительное количество комнатных растений, которые очищают воздух.
Обобщая выше изложенное, хочется отметить, что здоровье сберегающее обучение в основном направлено на комплексное обеспечение психического и физического здоровья учащихся, базируется на преемственности, вариативности и практической ориентации. Результат достигается путем учета особенностей каждого класса в отдельности, т.е. через изучение и понимание учащегося, формирование положительного психологического фона, применение различных приемов, направленных на появление и сохранение интереса к учебе, создание возможности для самовыражения. Все это в совокупности обеспечивает мотивацию к учебной деятельности и предотвращает развитие усталости и утомляемости и как следствие создает условия для учебных достижений школьника.