Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социальное сопровождение подростков из неблагополучных
семей в современном обществе 

Гревцева Маргарита Владимировна
   Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них четко прослеживается отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности.
   В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять. Длительное проживание ребенка в неблагополучной семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
   Переживания травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются сознание, постоянно вспоминаются детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверх бдительности, преувеличенном реагировании. Ребенок «сживается» с переживаниями травмы, приспосабливается к ней.
   Симптомы травматических переживаний в виде отклонений являются способом выживания. Воздействие неблагоприятных, часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психофизические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. У понятия «неблагополучная семья», на наш взгляд, нет четкого определения в научной литературе, например: «неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности подрастающего человека,... адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно».         
   «Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов».
   В адрес неблагополучной семьи можно употребить следующие синонимы, раскрывающие данное понятие: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья. Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: педагогической, социальной, правовой, мaтериальной, медицинской и др. Можно согласиться с Г. Макеевым, что неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».       Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: - проблемные семьи; - конфликтные семьи; - аморально-криминальные семьи; - асоциальные семьи; - семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. Группа неблагополучных семей очень неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. По существующей классификации семейного неблагополучия (Т. Васильева), в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи, каждая проблемная семья серьезно снижает качество формирования и развития своего ребенка не тoлько в семье, но и в школе. Так, например, проблемные семьи - это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо - или гиперопекающие).
    Кризисные семьи - это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис: изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, документов, жилья, отсутствие средств к существованию и т.д.; - накладывают отпечаток на весь процесс становления личности ребенка. Другими признаками кризиса социальной семьи является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью могут быть не нарушены (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, рано начинают работать, взяв на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, но продолжают учиться в школе).
    Аморальная семья - это сeмья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, нe занимающаяся вoспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома. Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Дополняя представления о семейной дисфункции известным исследователем, детским психиатром М. И. Буяновым, который рассматривает семейное неблагополучие как создание в семье неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная семья – это не синоним асоциальной семьи для ребенка. По его мнению, существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоциональное состояние и поведение.
   Социологи выделяют разные типы неблагополучных семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь, что ее сплоченность - лишь видимость. По существу же она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Исходя из выведенных научно-практических подходов можно сделать вывод, что в понимание неблагополучная семья существует много толкований. Так какая же семья благополучная, а какая нет? Специалисты по-разному отвечают на этот вопрос. Ясно одно, что неблагополучная семья - это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий определения «неблагополучной-семьей». По мнению М. Буянова дефекты воспитания встречаются чаще всего: - воспитание «по типу Золушки», или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на этот счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему... Есть и другие способы реагирования - все не перечислишь. Педагоги это замечают, видят, что ребенок озлобился, что с ним что-то происходит. А как помочь школьнику? Поговорить с родителями, объяснить им плоды их сухого, недоброжелательного отношения к сыну или дочери? Кто же скажет это родителям? Ведь когда ребенок заболеет и попадает к врачу (на почве дурного к нему отношения), может быть уже поздно. С помощью и участием специалиста социальной службы можно исправить положение значительно раньше. Еще один вид дурного воспитания - гиперопека, или, как ее ныне многие называют, гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная (как и гипоопека, или гипопротекция). При гиперопеке очень часто с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители (а при нынешней частоте разводов и повторных браков у одного ребенка может оказаться по 2-3 матери и по столько же отцов) норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от прозы жизни. Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными.           
    Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье - именно в ней истоки этого социально-психологического уродства. Сейчас пора перейти от констатации явления к решительной борьбе с ним. А без социальных помощников тут не обойтись, на них вся надежда. - Гипоопека (гипопротекционизм) в наши дни встречается, видимо, реже, чем прежде. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью. Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения также часто приводит и гипер и гипоопека и другие виды дурного воспитания, - тут прямых пропорций между типом воспитания и видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гиперопека, завтра гипоопека, послезавтра, и еще что-то. В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур - добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами (в частности, навязчивостью). Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Что делать бедному школьнику? Например, мать несколько раз выходила замуж. Каждый отчим воспитывал сына по-своему. Нет, каждый воспитывал правильно, ничего в этом воспитании плохого не было, никаких крайностей. Важно тут другое: всякий раз воспитание было в семье разным. А это уже плохо. Такая смена воспитательных и перевоспитательных приемов в зависимости от особенностей и условия развития и образования ребенка так и воспитателя весьма были распространены в конце XX столетия. А всякая крайность может не пройти бесследно для хрупкой индивидуальности ребенка. Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия и не благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи». В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжным, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться. В научной литературе существует такое понятие, как «недоверчивая» семья. Характерная черта - повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными. Некоторые исследователи выделяют такой тип семьи - «легкомысленная» семья. Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств. В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного, закона и нравственной нормы. 
   Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены, а последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все, же они есть. Пожалуй, самое заметное - душевное одиночество детей. Анализируя теоретические подходы в понимании семейного неблагополучия, можно сказать, что все это приводит к жизненному риску ребенка, порождает массу проблем в поведении, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций в обществе. Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид в школе не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Дефицит внимания, который ведёт к недоброжелательности, неосознанной враждебности, проявляющейся в виде или открытого противостояния или скрытой, «молчаливой» неприязни. Это неприятие взрослых, делает ребенка нетерпимым, невнимательным, немилосердным, порой даже жестоким. У детей из неблагополучных семей самоуважение, как правило, заниженное, что свидетельствует об отношении к самому себе, недооценке своих интеллектуальных и физических потенций, ведущих к дискомфорту и дисгармонии, к психологической закрытости и необщительности. Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей (в условиях работы школы - это большой темп увеличения семей с алкогольной зависимостью). Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия, что зачастую является очень непростым делом и для школы и для социальных служб.        В исследовании К. Ю. Белоусов предлагаются показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка. По его мнению, существуют три стадии формирований социальной дезадаптации подростка: - компенсаторно-уступчивая стадия - когда ребенок стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными условиями в семье переориентацией на цели общего порядка; - стадия конфликтно-демонстративного поведения возникает в тех случаях, если предыдущая тактика не принесла желаемого результата; - стадия внутренней средовой изоляции - непризнание авторитета родителей и ориентирование на внутреннее решение, то есть ребёнок полностью игнорирует родителей. Всё это приводит к отклонению в поведении подростков: - нарушение поведения - в 60% неблагополучных семей (агрессивность, бродяжничество, хулиганство, кражи, вымогательство, аморальные формы поведения, неадекватная реакция на замечания взрослых); - нарушение развития детей - в 80% неблагополучных семей ( уклонение от учебы, низкая успеваемость, отсутствие навыков личной гигиены, неуравновешенность психики, подростковый алкоголизм, тревожность, болезни, недоедание); - нaрушение общения - в 40% неблагополучных семей (конфликтность с учителями, сверстниками, агрессивность со сверстниками, аутизм, частое употребление ненормативной лексики, суетливость или гиперактивность, нарушение социальных связей с родственниками, контакты с криминогенными группировками). Ценности и атмосфера семьи определяют то, насколько она становится средой саморазвития, и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и спoсобы того и другого.
  Социализация - это адаптация личности к обществу, а самореализация - получение личностью возможности осуществлять более удачные пробы. Социализация личности во многом зависит от того, какое влияние окружающая среда оказывает на расширение границ его кругозора, в учебной деятельности ребенка, его активного участия в общественном труде и как заботятся государство и общество о подрастающем поколении. Вот почему специфика социализации ребёнка требует специальной работы взрослых выполняющих функции социальных работников в школе и комплексного сопровождения становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития. Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в нормальных социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь, и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения. От того, насколько семья социально благополучна и как много времени родители занимаются ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его жизнь в целом. Для подростков семья является первым социальным институтом в жизни и должна осуществлять следующие функции: - быть источником эмоциональной поддержки; - выполнять функцию носителя властных полномочий и распорядителя, жизненных благ; - быть примером для подражания (т.е. принимать основное участие в формировании в сознании подростка мировоззренческих и ценностных установок, паттернов поведения и стратегий, обычно применяемых в различных ситуациях); - быть источником жизненного опыта. Если подростки в благополучных семьях успешно проходят процесс социализации, у них правильно формируется сознание, мировоззрение, они становятся полноправной личностью, то в неблагополучных семьях дети, как правило, имеют достаточно очевидные отклонения, как во внешнем облике, так и в личностном развитии. Особенности внешнего вида детей не всегда возможно дифференцировать по конкретным типам семейного неблагополучия, однако их принадлежность такого рода семьям не вызывает сомнения. В большинстве неблагополучных семей, независимо от типа, у детей наблюдаются: дефицит массы тела, отставание в росте, гигиеническая запущенность и, как следствие, кожные болезни разной этиологии, голодные глаза, затравленный вид, различные хронические и инфекционные заболевания. Что же касается личностного развития, то подростки из неблагополучных семей в основном страдают от умственной деградации, пограничных форм нарушения интеллекта, задержки психического развития, социальной дезадаптации, у большинства из них преобладают такие особенности личности, как агрессия, нетерпимость, конфликтность, культ насилия, механизм уголовного подражания, у некоторых низкая самооценка и отсутствие стремления к достижениям, эмоциональна я неразвитость, замкнутость, фиктивность, суицидальные попытки, что требуют более длительного социального вмешательства и помощи в процессе сопровождения и социальной работы с семьёй и подростками. Для неблагополучной семьи свойственно нарушение реализации одной или нескольких этих функций, что нередко приводит различным по тяжести и последствиям дезадаптивным состояниям. Отклоняющееся поведение старших подростков часто возникает в дисфункциональной семье, которая по своей природе задаёт кризисное прохождение подростком критического возрастного периода. При этом такое поведение старших подростков может рассматриваться как форма прoтеста против нарушенных взаимоотношений в семье, конфликтных ситуаций и воспитательных методов родителей. Таким образом, оно может являться активной формой личностной защиты. Неблагополучным семьям свойственна неблагоприятная эмоциональная и нравственная атмосфера, когда родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны к своим детям, подавляют их волю. Ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальную деятельность. Очень часто в неблагополучных семьях встречается гипоопека, переходящая в безнадзорность. Среди многих названных обстоятельств, способствующих появлению дeтей с отклоняющимся поведением и характерными признаками неблагополучия, специалисты отмечают следующие: - конфликты в семье; - непоследовательность в воспитании; - родительскую жестокость; - нaхождение в детском доме и др. Таким образом, причинами отклоняющегося поведения подростков из неблагополучных семей становятся ошибки воспитания (гипоопека, грубость, неуважение и пр.), равнодушное или даже поощрительное отношения к первым проявлением отклоняющегося поведения со стороны родителей. Среди форм отклоняющегося поведения подростков из неблагополучных семей наиболее часто встречается: - пьянство и алкоголизм; - наркомания и токсикомания; - суицид; - проституция; - правонарушения.       Наркомания - это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Наркомания имеет социальные причины и последствия. С одной стороны это легкий путь добывания денег для преступных элементов, а с другой стороны, одна из основных причин роста смертности среди молодежи. Наркомания становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя.   
   Путь подростков из неблагополучных семей к наркотикам часто начинается с отрицательного примера родителей, либо с безнадзорности со стороны семьи и общества. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Подросток попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается. Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию. По данным различных обследований, в России более 700 тыс. подростков-алкоголиков, 90-95% из них школьники и учащиеся ПТУ, в том числе 3,9% пьют систематически, 19% - умеренно, 28% - эпизодически. Хотя употребление подростками алкоголя в нашей стране запрещено законом, исследования свидетельствуют, что 8 из 10 подростков впервые попробовали алкогольные напитки в возрасте 10-11 лет. В большинстве случаев к алкоголю подростки приобщаются через свои семьи. Пьющие члены семей нередко становятся основными поставщиками алкоголя для подростков. К сожалению, наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды, окружающей подростка из неблагополучной семьи, приводят к почти гарантированной его алкоголизации. Еще одна причина подросткового алкоголизма - пример сверстников. У подростков из неблагополучных (особенно неполных) семей, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с подростками из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии получить ни в семье, ни в школе. Проституция среди девочек (а иногда и мальчиков) - подростков из неблагополучных семей - явление нередкое, что частично объясняется окружающей их средой, а также культивируемыми мифами о дорогих машинах, богатых кавалерах, шикарных квартирах, сопутствующих этому занятию. На деле же проституция, являясь формой социального паразитизма, приводит к распространению СПИДа и венерических заболеваний, лишает возможности произвести здоровое потомство, приводит к нравственному падению. Суицидальное поведение - саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы отклоняющегося поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и упорное нежелание лечиться, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин, есть и особые причины. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением. Правонарушения, в том числе и те, которые совершаются подростками из неблагополучных семей, юридически подразделяются на проступки и преступления. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.
    Таким образом, от благополучия или же неблагополучия семьи в корне зависит социализация подростка в обществе, его развитие, то станет ли он полноценной личностью, достойной жить в обществе, или же будет изгоем с большим количеством заболеваний и неисчисляемым количеством душевных травм.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»