Организация учебного процесса школьника
Боцула Евгения Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Одним из главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Учащийся в школе на каждом уроке в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью.
Процесс обучения - прежде всего процесс познания учащимся окружающего мира. Ребенок не может самостоятельно усвоить научную систему знаний, если его этому не обучать. Процесс обучения дает возможность в индивидуальном развитии усвоить закономерности, приобретенные человечеством в течение многих лет. Поэтому главным в обучении становится учебный материал, учебная книга, учебник, в котором моделируется, фиксируется опыт человечества. Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся, носит двусторонний характер. Благодаря деятельности учителя обучение осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.
При организации учебного процесса большую роль играет соблюдение режима дня.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразных видов деятельности.
Почему же необходимо четкое соблюдение режима дня? Воспитание здорового ребенка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности школьника. Деятельность является основным фактором развития растущего организма ребенка.
Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо – физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.
Высшая нервная деятельность детей характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. Хорошая работоспособность в течении дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещаются и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течении суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Подъем активности и работоспособности отмечается от 8 до 12ч и от 16 до 18ч., а период минимальной работоспособности приходится на 14 – 16 ч. Поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление учащихся, необходимо планировать в первой половине дня, т.е. в часы оптимальной работоспособности. Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму школы после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно меняется. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели, происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью
малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно – бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75 – 80 % времени пребывания в школе приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличения двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления. Ребенок с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказаться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 ч. вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол, или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Дома режим не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в школе в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), ребенок склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
Нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек. Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром приходится будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, негативно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому очень важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий. Какие же средства способствуют решению этих задач? Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим.
Рациональный (оптимальный) режим дня – это организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детского организма.
Неправильно понимать режим дня как жесткий распорядок дня с обязательным специальным повторением в строго установленное время событий. Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим – это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды.
Признаками высокой работоспособности ребенка могут быть:
-желание ребенка работать самостоятельно;
-умение концентрировать внимание;
-умение принимать, удерживать и добиваться поставленной цели.
Признаки правильно составленного режима дня:
1 Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций
2 Ребенок спокойно переходит из одного состояния в другое (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому;
3 У ребенка хороший аппетит, глубокий сон;
4 Ребенок принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.
Поведение ребенка в школе, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье обычные, а также выходные дни. Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень школьников в понедельник бывает хуже, чем во второй день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в школе. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Очень важно понимать индивидуальные черты работоспособности ребенка, от них зависят учебные возможности ученика, темп выполнения заданий, скорость усвоения материала. По данным исследований низкий уровень работоспособности обнаруживается примерно у 20% младших школьников, поэтому они попадают в разряд неуспевающих.
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требуют усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.