Режим дня младшего школьника
Володькина Лариса Викторовна
Первый год учебы в школе - самый трудный. В жизни ребёнка появляется новая, непривычная обстановка, к которой нужно адаптироваться, новые обязанности, другой коллектив. Вместо привычного распорядка дня ребёнок сталкивается с уроками длительностью 45 минут, на которых требуется внимание и дисциплина. Особенно тяжело воспринимается первоклассниками ограничение в движении, так как усидчивость ещё не выработана. Чтобы обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью, необходимо организовать правильный распорядок дня школьника. Таким образом, организму ребёнку будет легче справляться с нагрузкой.Целью организации режима дня школьника является поддержание организма в тонусе, обеспечение высокой работоспособности и бодрствования, что также помогает снизить стресс при новых обстоятельствах. Планирование режима дня помогает корректно чередовать различные виды деятельности и отдых в течение суток.
Основными элементами режима дня младшего школьника являются:
-учебные занятия в школе и дома;
-отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе (по возможности);
-сбалансированное и регулярное питание;
-полноценный сон;
-досуг (кружки, различные занятия) по желанию ребёнка.
При построении режима дня необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности и состояние здоровья ребёнка. С учётом этих факторов предусматривается определённая продолжительность различных видов деятельности, питания, водных процедур, сна и отдыха.
Рассмотрим подробнее элементы режима дня младшего школьника.
1.Водные процедуры, соблюдение личной гигиены.
Водные процедуры проводятся утром и вечером. К ним относятся душ, умывание прохладной водой для снижения сонливости, чистка зубов.
2. Питание.
Режим питания обеспечит разнообразие блюд и сбалансированное питание. Суточный рацион должен содержать 2300 ккал. Питание младшего школьника состоит из завтрака, обед, полдник и ужин. Завтрак должен быть горячий и довольной плотный (каши, творог, омлет), составляя четверть суточной потребности ребёнка в энергии. Приём пищи должен проходить в спокойной обстановке, без телефона или планшета, а также не стоит принимать пищу на бегу. Пищу необходимо тщательно пережёвывать и не торопиться.
Обед занимает центральное место в режиме дня школьника. Обычно обед начинается с 13-14 часов дня и состоит из нескольких блюд: первое, второе и напиток.
Ребёнок тратит много энергии, прибывая в школе, поэтому рекомендуется полдник в перерыве между обедом и ужином. Для полдника хорошо подойдут кисломолочные продукты или фрукты.
Последний приём пищи, то есть ужин, должен быть за час-полтора до сна и н позднее 19:00-19:30. При ужине лучше избегать тяжёлую пищу, так как это может последовать за собой затруднение пищеварение и отсутствие сна. Особенно нужно ограничить потребление фаст-фуда и газированных напитков.
3. Подготовка к школе, уроки и выполнение домашнего задания.
Наиболее высокая работоспособность организма наблюдается в утренние часы, поэтому в режиме дня они отводятся для более трудных видов деятельности (в данном случае под уроки в школе). Каждые 30-40 минут учебной работы чередуются с отдыхом (переменой между уроками). Утренние часы - это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности.
Утро младшего школьника должно начинаться не позднее 7-7:30 в зависимости от того во сколько начинается первый урок. До завтрака необходимо застелить постель (с раннего возраста нужно приучать ребёнка делать это самостоятельно), сделать гимнастику, умыться, причесаться, а детям этого возраста свойственна медлительность. Гимнастикой лучше не пренебрегать, так как она помогает преодолеть сонливость и способствует почувствовать себя бодрее.
Дорога в школу должна быть спокойной прогулкой, чтобы ребёнок не спешил и не боялся опоздать к началу заняться, так как заняв своё место за партой, он расслабляется и не может включиться в работу быстро.
Оптимальное время для выполнения домашнего задания считается с 16 часов дня до 18 часов, так как физиологи установили, что именно в этот период начинается повышение работоспособности. С самого начала рекомендуется приучать ребёнка садиться за уроки в одно и то же время. Родителю нужно быть готовым к тому, что первое время потребуется напоминать о выполнении домашнего задания и контролировать его. Рекомендуется затрачивать на домашнее задание не больше часа, делая небольшие перерывы каждые 30 минут работы. Например, можно сделать гимнастику. Для того, чтобы ребёнок меньше уставал рекомендуется чередовать письменное и устное задания. Особое внимание необходимо уделить организации рабочего места ученика и освещению.
4. Отдых
Отдых после школы должен составлять 1-1,5 часа. Если ребёнок часто болеет или у него ослабленный организм, то в это время можно поспать. Также во время отдыха можно находиться на свежем воздухе и играть в подвижные игры (игры с мячом, скакалка, катание на коньках). В свободное время можно заниматься в кружках, но они не должны перегружать ребёнка. Внеурочная деятельность обязательно должна быть включена в режим дня. В вечернее время нужно исключить просмотр телевизора.
5. Сон
Вечером ребёнку необходимо подготовиться к следующему учебному дню: собрать портфель, приготовить одежду. Перед сном ребёнок должен умыться, почистить зубы, принять душ. Сон младшего школьника должен составлять не менее 9-10,5 часов. Если ребёнок будет недосыпать, то это может привести к переутомлению и перегрузке нервной системы. Спать нужно ложиться не позднее 21:00. Рекомендуется проветрить комнату перед сном.
Режим дня ребёнка может помочь решить несколько проблем:
- укрепить нервную систему и нормализовать эмоциональный фон;
-возможность полноценного отдыха, сбалансированного питания и распределения своих сил в течение дня;
Режим дня младшего школьника направлен на здоровый образ жизни, правильное питание и равномерное распределение нагрузки, что поможет ученику стать более успешным.