Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие коммуникативной культуры младших
школьников: аспекты требований ФГОС

Сидорова Валентина Петровна
"Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения". Так считал Антуан Сент-Экзюпери.  Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно, ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Другими словами, основная цель современного образования направлена на формирование умения учиться самостоятельно. А ввиду того, что одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении этого предмета в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Ведь язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Освоение навыков творческой деятельности и системы языка помогают младшим школьникам лучше понять себя и окружающих, овладеть системой нравственных и этических ценностей. Собственно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он, как правило, уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми.  В возрасте 6—7 лет у детей возникает интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.
У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребёнок всё более начинает ощущать потребность в общении со сверстниками. Кроме того, ему необходимо обеспечить собственную эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по различным принципам: пол, возраст, социально-экономического статус семьи. В основном коммуникации у детей младшего школьного возраста формируются в игровой деятельности, реже – в учебной. Коммуникативная культура младших школьников сосверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:
  • наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками у младших школьников можно наблюдать множество разнообразных действий и обращений, которые практически не встречаются в общении со взрослыми;
  • следующая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми.
В младшем возрасте школьники чаще одобряют ровесника и вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладающими являются:
  • действенные умения;
  • риторические умения;
  • умение вести диалог;
  • умение слышать и слушать, вести спор;
  • умение принимать точку зрения другого;
  • умение работать сообща для достижения общей цели.
На протяжении младшего школьного возраста коммуникативная культура детей существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребностей, меняются мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, но в то же время в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:
  • первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстников в жизни младшего школьника;
  • второй перелом внешне выражен менее чётко, он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Вопрос формирования коммуникативной культуры младших школьников изучали многие учёные и исследователи. Исследования О.Н. Мостовой и И.Н. Агафонова показывают, что в настоящее время у детей младшего школьного возраста недостаточно развита коммуникативная культура. Что в свою очередь, говорит о недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению. Это, по мнению учёных, иметь серьезные последствия.
Поэтому школа в целом и учитель в частности, тщательно организуя коммуникативное общение учащихся в учебной деятельности, решают вопрос снижения дефицита общения учащихся в социальной среде.
Коммуникативную культуру можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую:
1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстаёт как вид социального творчества);
2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и чёткая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);
3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация);
5) культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) .
Коммуникативная культура для младшего школьника имеет огромное значение. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски или проявляет при этом тревожность, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт может отрицательно повлиять на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной культуры во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если младший школьник легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с окружающими сужает круг его друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная культура может рассматриваться как проявление коммуникативной компетентности в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. Возникает настоящее сотрудничество младших школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.
В ходе обучения учащиеся приобретают следующие коммуникативные умения:
  • простота и чёткость речевого высказывания;
  • отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
  • умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
  • вступать в контакт с другими.
В ходе учебных занятий также отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
  • умение вести беседу в паре, группе;
  • умение вести конструктивный диалог, дебаты;
  • умение участвовать в дискуссии;
  • участвовать в конференциях, играх.
Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата, учителю необходимо подобрать содержание и разработать конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, педагог должен сам владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик).
Таким образом, именно начальная ступень школьного обучения должна развить коммуникативные учебные действия, обеспечивая готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками.
Изучив теоретические основы формирования коммуникативной культуры младших школьников в урочной деятельности, можно сделать  следующие выводы:
  1. Коммуникативная культура реализуется в специфических формах общения.
  2. При использовании специфических форм общения для младших школьников у них отрабатываются умения и навыки коммуникативного сотрудничества при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»