Развивающая среда в начальной школе
Развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности учащихся. Цель: Способствовать гармоничному развитию и саморазвитию детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Роль образовательной развивающей среды может быть представлена с позиции ее функций:
Наблюдения и исследования доказывают, что ребёнок не научившиеся учиться, не овладевшие приемами мыслительной деятельности, в дальнейшем тяжко даётся обучение.
Важно с начальной школы создавать условия, которые обеспечат полноценное умственное развитие детей.
В классе должны быть следующие зоны:
Игровая зона - удовлетворяет потребности детей, способствует рациональному использованию свободного времени. В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.
Интеллектуальная зона - создает условия для развития интереса к учебной деятельности, удовлетворяет учебные потребности, организует интеллектуальное взаимодействие. В интеллектуальной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер,видео-магнитофон , книжные шкафы. Пространство должно сочетать уют и комфорт.
Двигательная зона - реализует потребность детей в движении, снимает физическое напряжение. Содержит: сухой бассеин, объемные модули для создания спортивно-игровой среды.
Творческая зона - развивает творческие способности, реализует потребность в самовыражении, формирует потребность в сотворчестве. Должны быть: стол для творческой деятельности, место для хранения материалов и инструментов, место для организации выстовок творческих работ, материал для творчества.
Бытовая зона - формирует общую культуру, развивает навыки самообслуживания
и мотивации к взаимопомощи. Бытовая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета (ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.
В классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.
Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят. Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле. Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:
- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.
- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.