Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развивающая среда в начальной школе

Платонова Татьяна Алексеевна
Работая над созданием учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны.
Развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности учащихся. Цель: Способствовать гармоничному развитию и саморазвитию детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Роль образовательной развивающей среды может быть представлена с позиции ее функций:
žВоспитывающая функция 
žОбразовательно – развивающая функция 
žОрганизационная функция 
Наблюдения и исследования доказывают, что ребёнок не научившиеся учиться, не овладевшие приемами мыслительной деятельности, в дальнейшем тяжко даётся обучение. 
Важно с начальной школы создавать условия, которые обеспечат полноценное умственное развитие детей.
В классе должны быть следующие зоны:
Игровая зона - удовлетворяет потребности детей, способствует рациональному использованию свободного времени. В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.

Интеллектуальная зона - создает условия для развития интереса к учебной деятельности, удовлетворяет учебные потребности, организует интеллектуальное взаимодействие. В интеллектуальной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер,видео-магнитофон , книжные шкафы. Пространство должно сочетать уют и комфорт. 

Двигательная зона - реализует потребность детей в движении, снимает физическое напряжение. Содержит: сухой бассеин, объемные модули для создания спортивно-игровой среды.

Творческая зона - развивает творческие способности, реализует потребность в самовыражении, формирует потребность в сотворчестве. Должны быть: стол для творческой деятельности, место для хранения материалов и инструментов, место для организации выстовок творческих работ, материал для творчества.

Бытовая зона - формирует общую культуру, развивает навыки самообслуживания
и мотивации к взаимопомощи. Бытовая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета (ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.

В классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.

Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят. Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле. Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.

В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:

- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.

- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету,  но и является частью «методической копилки» учителя.

Требования к кабинету начальных классов: 1. Кабинет должен отвечать всем санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям. 2. В кабинете должно быть хорошее освещение и положительное состояние мебели. 3. Размеры проходов между рядами двухместных столов не менее 60 см, от столов до стены от 50 см до 70 см, от первой парты до доски не менее 2/4 -2/7 м, удаленность ученика от доски 860 см, высота доски от пола 80-90 см.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»