Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие интереса к миру профессий как предпосылка
к профессиональному самоопределению

Шовгенова Анжелика Николаевна
Трудовое воспитание – непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспитания школьников. Трудовое воспитание создает наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъем одаренности человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. И чем богаче эта творческая одаренность, тем лучше условия для расцвета специальных способностей человека [1, с. 44].
Воспитание у учащихся готовности к труду, трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются в России всей системой учебной и внеучебной работы средней общеобразовательной школы (содержание учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.).
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение на уроках технологии выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе предстоящей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [3, с. 24].
Формирование положительного отношения к миру профессий у школьников имеет свою возрастную специфику, свои задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.
По своему содержанию труд детей младшего школьного возраста – это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных младших школьников разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех этапах младшего школьного возраста.
Хозяйственно-бытовой труд – это вид труда, которым способен овладеть младший школьник. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и так далее. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Младший школьник учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда младший школьник может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
В особый вид труда в младшем школьном возрасте выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и так далее. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда младшие школьники радуют других людей, создавая для них подарки.
Применительно к младшему школьному возрасту можно говорить и об умственном труде. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным (изготовленный младшим школьником предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-либо задачи (математической, житейской, собственное «открытие», полученное в результате обдумывания). Последний и есть результат умственного труда. Учитель начальных классов приучает младших школьников «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения [2, с. 121].
В подавляющем большинстве младшие школьники с охотой включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью. Но их желания ситуативны, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуемного желания часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому к занятиям они могут охладеть, не доводить начатое дело до конца, переключаться с одного на другое. Зная об этом, учителю необходимо постоянно обновлять содержание, формы и методы занятий, заботиться о дозировке времени работы, поддерживать готовность к действию, бодрое настроение и положительное отношение к труду. В эмоциональной восприимчивости и ситуативности желаний школьника скрыты свои положительные моменты.
Как отмечают психологи, поведение младшего школьника определяется чаще всего мотивами двух видов: во-первых, мотивами, идущими от самой деятельности, поступков и переживаний, которые вызываются конкретными обстоятельствами. Путь к сознанию младшего школьника проходит через его переживания, эмоциональные состояния. Если работа, выполнение трудовых обязанностей вызывают радость, приносят удовольствие, закрепляются в успехе, то у школьника возникает интерес к труду, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытать вдохновенное чувство радости. Так проявляется его активность, стремление делать лучше. С этого начинается формирование интереса школьника к миру профессий. Перед учителем стоит задача добиться, чтобы каждая работа и каждое занятие младших школьников были увлекательными, интересными, полезными и успешными. Во-вторых, поведение младших школьников определяется мотивами долга, ответственности, пониманием необходимости труда, своих обязанностей, принятых решений. Осознание доступных для них понятий – требований «так надо», «так требуется», «это нужно для всех», «ты обязан», понимание необходимости труда, чувство ответственности за себя и других – мотивы, которые формируются в процессе всей образовательно-воспитательной работы в школе и в семье. Следует иметь в виду, что у младших школьников нередко преобладают личные мотивы труда – выполнить лучше своё поручение, сделать вещь для себя, порадоваться своему успеху, заслужить поощрение самому и так далее. Поэтому необходимо неуклонно расширять значение общественно значимых мотивов труда – делать для коллектива, заботиться обо всех, трудиться бескорыстно и честно [13, с. 21].
Формирование интереса к миру профессий в младшем школьном возрасте включает не только участие школьников в определённой деятельности, но и ознакомление с трудом людей. При этом решаются основные задачи профориентационной работы с младшими школьниками.
Профориентация – научно-практическая система подготовки школьников к свободному, сознательному, самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию.
Результатом процесса профессионального самоопределения в школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей:
- получение знаний о себе (образ «Я»);
- получение знаний о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности);
 - соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности [7, с. 68].
Таким образом, организуя в школе работу по формированию и развитию интереса младших школьников к миру профессий, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности, используя при этом не только включение младших школьников в различные виды деятельности, но и систематически проводя профориентационную работу, заключающуюся в ознакомлении младших школьников с самыми распространенными профессиями.
Цель уроков технологии – самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организуемой учебной деятельностью и самообразованием.
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат формирования отношения младшего школьника к себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики [9, с. 107].
Трудовое обучение – учебный предмет предметной области «Технология», при освоении которого школьники учатся общаться с предметами и средствами труда, осваивают технологии производственных процессов, вступают в трудовые и производственные отношения, осуществляют профессиональное самоопределение, овладевают профессией (специальностью) или получают углубленную в определенной сфере профессиональной деятельности трудовую подготовку.
Профильное обучение – это вариант трудового обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений, в процессе которого изучается одно из направлений профессиональной деятельности – группа профессий.
Начальное профессиональное обучение – вариант трудового обучения школьников, который обеспечивает их подготовку по определенной специальности до уровня профессиональной квалификации и завершает процесс профессионального самоопределения в школе.
Технологически образовать ученика – значит, в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства, сформировать у него жизненно важные общетрудовые умения и навыки, привить ему трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культуры.
В основе технологии лежит проектная деятельность, которая позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели изделия (продукте труда).
Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание – это только механизм проявления ситуативного интереса). Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.
К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. А.Я. Миленький изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания [7, с. 51-52].
Проблема развития познавательного интереса младших школьников к миру профессий не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя [16, с. 98].
Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире профессий. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к миру профессий.
Развитие интереса к миру профессий прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действие.
При рассмотрении наиболее эффективных методов и средств формирования интереса к профессии у учащихся в процессе технологического обучения целесообразно исходить из следующих положений:
- при педагогически правильной организации учебного процесса интерес учащихся к избранной профессии, вызывая у них удовлетворение выбором. Что в своем очередь непосредственно отражается на успешном овладении профессией;
- расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональное потребности», удовлетворения которого способствует самоутверждению, укреплению уверенности в том, что избранная профессия имеет большое социальное значение [12, с. 29].
Побуждая интерес к знаниям мастер, преподаватель дают тем самым психологический импульс для укрепления интереса к миру профессий.
Трудовое воспитание и профориентация являются базой будущего профессионального самоопределения. В начальной школе они предусматривают:
- привить школьникам потребность постоянно работать:
- формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
- приобщение к общественно полезному, продуктивному труду [14, с. 48].
В начальной школе пропедевтическая профориентационная работа осуществляется на уровне профинформации. Профессиональная информация – психолого-педагогическая система формирования у младшего школьника активной профориентационной позиции свободного и сознательного профессионального самоопределения.
Известно, что формирование интереса к миру профессий протекает эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной системой воспитания на основе комплексного подхода. Нельзя привить младшему школьнику устойчивый интерес к профессии, если не воспитывать его сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией всем своим существом.
Урок технологии предоставляет широкие и благоприятные возможности. Во-первых, при обучении профессии используется действующая техника, машины, оборудование; во-вторых, занятия в значительной степени индивидуализированы; в третьих, занятие  состоит из нескольких уроков и поэтому не ограничено только учебным временем.
Характерной особенностью уроков технологии является целенаправленная учебно-производственная деятельность учащихся на протяжении всего занятия. Для этого педагог до мельчайших подробностей продумывает весь ход урока, разрабатывает плана урока, готовит необходимые приспособления, проверяет комплектность и исправность технического оборудования для проведения, определяет и конкретизирует деятельность учащихся и свою на каждом этапе урока [10, с. 53].
Психологический словарь толкует понятие «интерес» эмоциональным состоянием, связанным с осуществлением познавательной деятельности и характеризуется как побуждение к деятельности. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей деятельности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Психолого-педагогический смысл понятия «интерес» отражает значимые процессы для младших школьников — от внимания и восприятия до совокупности, и выражается в потребностях личности. По определению педагогов-психологов «познавательный интерес» — это основной вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психологического образования, так и эмоционально-волевых процессов. По мнению А. Н. Леонтьева, познавательный интерес у школьников процесс не легкий, так как включается в общую линию их развития. По определению Л. С. Выготского, естественным двигателем детского поведения, выражением инстинктивного стремления является «познавательный интерес, так как он указывает на то, что деятельность ребенка совпадает с его потребностями. С точки зрения Г. И. Щукиной, избирательная направленность, обращенная к познанию, ее предметной стороне и самому процессу овладения является познавательным интересом. Н. Г. Морозова определяет, что важной личностной характеристикой школьника является познавательный интерес или мотив, так как он способствует увеличению познавательно-эмоционального отношения к учению. По словам автора, познавательный интерес - отражение сложных процессов в мотивационной сфере деятельности. Выявление психолого-педагогической сущности формирования интереса младших школьников к миру профессий следует начать с определения сущности понятий, которые составляют основу проблемы исследования. Для формирования интереса к миру профессий младших школьников следует начать с профессионального просвещения (знакомства), а затем определять склонности учащихся к определенному роду профессий. При работе по профессиональному просвещению, более важным является формирование у младших школьников интереса к профессиям. Усвоение и переработка полученной информации о профессии в процессе обучения приводит к получению школьником устойчивого положительного отношения к профессиям. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, он эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Младший школьник с желанием выполняет трудные поручения, стремится к активной деятельности, если красочно оформлена классная комната. Следовательно, важно отбирать те формы и методы работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира знаний, впечатлений. Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. 
Цель дидактической игры – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей [4, с. 128].
Игровая деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с А.Н. Леонтьевым, который писал, что в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде [13, с. 206].
Я.З. Неверович, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал, что необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка [13, с. 208].
Таким образом, дидактическая игра, с одной стороны, рассматривается как средство интеллектуального развития ребенка, средство развития познавательных психических процессов, с другой стороны, как игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, то есть в младшем школьном возрасте.
Нами была подобрана серия дидактических игр на уроках технологии в начальной школе.
В ходе индивидуальных и коллективных бесед выясняется, какие профессии вообще знакомы ребятам (кто строит новые здания? Кто шьет одежду? Кто выращивает хлеб и овощи?), педагог способствует расширению и углублению их знаний. Целесообразно уточнить, что дети знают о процессах труда, орудиях труда и различных машинах (Как люди строят дом? Кем можно работать на стройке, в колхозе, на швейной фабрике? Какие нужны инструменты? Какие используются машины? Для чего они нужны человеку?).
Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, педагогу следует обратить внимание и на представления детей о нравственной стороне труда (какую пользу приносят родители своим трудом? Кем ты будешь работать, когда вырастешь? Почему тебе нравится эта профессия? Для чего все люди работают? Почему повар старается приготовить вкусную пищу, швея – сшить красивую одежду?)
Задача педагога – вызвать у детей желание узнать, как можно больше об интересующей их профессии.
Игры подсказывают педагогу, какие экскурсии необходимо организовать, чтобы обогатить впечатления детей. Например, на стройке ребята увидят, как копают котлован, закладывают фундамент, возводят стены; узнают, люди какой профессии выполняют эту работу, какие инструменты нужны, какие машины и материалы используются; здесь же младшие школьники знакомятся с работой мастеров-отделочников: столяров, плотников, стекольщиков, штукатуров, маляров,
Чрезвычайно важно, чтобы ознакомление с трудом в процессе игры проходит в определенной последовательности. Если экскурсии не связаны с дальнейшей активной деятельностью детей, то роль их ничтожна. Вид здания, где работают люди, без живого общения с ними не может воспитать у ребят чувство уважения и интереса к их труду. Желательно, чтобы за экскурсией или наблюдениями следовала беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Беседа учителя должна нацеливать младших школьников на размышление и обобщение, а не на простое перечисление фактов. В связи с этим используются некоторые приемы: например, предложить ребятам самостоятельно составить рассказ «Кем и как я стал бы работать на стройке (почте, фабрике и т. п.)» или отгадать заключенную в рассказе загадку: «Петя, просыпаясь по утрам, всякий раз видел, что папа читает газету, а за завтраком пьет молоко, ест свежие булочки. Петя задумался: «Кто же те люди, которые встают раньше всех и заботятся о том, чтобы были и свежие газеты, и хлеб, и молоко. Как вы думаете, ребята, кто эти люди?»
Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в играх, наполняя их определенным содержанием.
Известен живой интерес младших школьников к работе летчиков, космонавтов, подводников, пожарных. Однако нельзя ограничиваться знакомством детей только с художественными произведениями о людях героических профессий [17, с. 99].
На уроках технологии широко используются игры: «Кто это сделал?», «Пантомима», «Чёрный ящик» и некоторые другие.
При проведении игры «Кто это сделал?» дети делятся на две команды «загадчиков» и «отгадчиков». Первые показывают продукты труда различных производств (хлеб, одежда, книги, часы и так далее). «Отгадчики» называют профессии людей, которые участвуют в изготовлении этих изделий.
В игре «Пантомима» ребята также делятся на две команды. Участники по очереди загадывают друг другу с помощью пантомимы названия каких-нибудь профессий, изображая действия, характерные для работников этой профессии. Задачей другой команды - угадать, какая профессия задумана.
Для игры «Чёрный ящик» готовятся рабочие инструменты, которые помещены в чёрный ящик. Опустив руку в ящик и взяв один из инструментов, но не доставая его, педагогом проводится описание того, что делают этим инструментом (шьют, строгают, разрезают, забивают и так далее). Задача младших школьников – назвать инструмент. Если младший школьник угадал инструмент правильно, то педагог достает данный предмет и просит перечислить профессии тех людей, которые пользуются этим инструментом в работе.
В целях развития интереса к миру профессий нами разработана следующая тематика классных часов по профориентации в начальной школе (таблица 1).
 
 
 
 
Таблица 1
Тематика классных часов по профориентации
Месяц Темы классных часов
Сентябрь «Сколько дел на земле?»
«Встреча с Трудом»
«Образование и профессия»
«Как появились фамилии»
Октябрь «Чем пахнут ремесла?»
«Творческие профессии»
«Труд не в тягость, а в радость»
«История профессии»
Ноябрь «Особенности одежды людей различных профессий»
«Легко ли стать ученым?»
«Профессии, необходимые нашему городу»
«Профессии наших родителей»
Декабрь «Почему у каждого свое дело»
«Здоровье и профессия»
«Профессии из прошлого»
«Семейная династия»
Январь «Без инструмента – как без рук»
«Что такое - уметь?»
«Современные профессии»
«Легко ли сделать выбор?»
Февраль «Как стать мастером?»
«К большому терпенью придет и уменье»
«О мастерах и шедеврах»
«Дело мастера боится»
Март «Для чего нужны машины?»
«Талант и профессия»
«Как осуществить свою мечту»
«Найди свое дело»
Апрель «Все работы хороши – выбирай на вкус»
«Калейдоскоп профессий»
     
 
На этих занятиях у младших школьников происходит ознакомление учащихся с разными сферами трудовой деятельности, воспитание профессионально важных качеств, изучение личности школьника. Это дает возможность детям лучше понять мир вокруг себя, узнать много нового о разнообразных профессиях, об их значении в жизни человека, научиться уважать людей труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Берлих, Б.Х. Приобщение к профессии / Б.Х. Берлих. –М.: Психология, 2012. - 123 с.
  2. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности младших школьников в условиях дидактической игры / З.М. Богуславская. - М.: Психология, 2012. - 258 с.
  3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2000. – 205 с.
  4. Вайсбург, А.А. Организация профориентационной работы школы / А.А. Вайсбург. - М.: Просвещение, 2014. - 237 с.
  5. Геронимус, Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 336 с.
  6. Гладилина, И.П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности / И.П. Гладилина // Воспитание школьников – 2008. – №9, С. 167 - 169
  7. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. -М.: Академия, 2010. - 239 с.
  8. Землянская, Е.Н. Мир труда и профессий: Сборник дидактических материалов для начальной школы / Землянская Е.Н. -М.: ИОСО РАО, 2013. - 123 с.
  9. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
  10. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Н.М. Конышева. –М.: Ассоциация ХХI век, 2015. - 294 с.
  11. Любин, М.Я. Воспитание интереса к профессии у учащихся / М.Я. Любин.  - М.: Высшая школа, 2013. - 188 с.
  12. Мерлина, Л.О. Интерес к труду у младших школьников / Л.О. Мерлина // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 19 - 23.
  13. Орлов, А.Б. Склонность и профессия / А.Б. Орлов. - М.: Знание, 2010. - 233 с.
  14. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов. -М.: Просвещение, 2012. - 398 с.
  15. Скаткин, М.Н. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 2010. - 341 с.
  16. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения / П.А. Шавир. - М.: Педагогика, 2011. - 378 с.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»