Речь учителя - источник речевого развития детей в начальной школе
Лысенко Екатерина Викторовна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБОУ школа 707 Невского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБОУ школа 707 Невского района Санкт-Петербурга
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка в начальной школе играет учитель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни школьник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является общение с педагогом. Среди многих важных задач обучения и воспитания детей младшего школьного возраста обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Школьники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает учитель. Поведение, речь педагога, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей младшего школьного возраста должно быть использовано в обучении и воспитании детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.
Учителю начальных классов нужно учитывать следующее:
1. Речь педагога является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с учителем.
2. Во время уроков дети, слушая речь педагога, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи преподавателя, передаются детям, и потом они с трудом избавляются от них.
Можно выделить некоторые недочеты речи педагога:
• Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
• Невнятность произношения;
• Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
• Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
• Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
• Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
• Употребление в речи слов – паразитов;
• Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
• Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
• Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
• Произнесение слов с неправильным ударением;
• Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
• Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
• Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит).
Какие же требования надо предъявлять к речи учителя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
Детей следует вести к самостоятельным выводам. Например: «Мусорить в классе нельзя, это не аккуратно. На уборку кабинета затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые наводят порядок в классе».
2. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи педагога обязательна.
К сожалению, все-таки встречаются такие ошибки: «Не ложи сюда» (вместо «не клади»). «Мама пусть позвОнит» (вместо «позвонИт»).
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь преподавателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество учителя.
Речевой образец педагога на уроках имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что учитель говорит. Речевой образец преподавателя, как в повседневном общении, так и во время уроков должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Между тем нередки случаи, когда педагог не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов.
Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только во время уроков, но и в повседневном общении. Но в то же время педагог должен серьёзное внимание уделять речи детей и в обыденной жизни, и на занятиях.
Но следует помнить, что речевой образец учителя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого педагога безупречна.
Таким образом, совершенствуя качества своей речи, соблюдая требования, предъявляемые к речи педагога, работа учителя по речевому развитию детей в начальной школе становится успешной.