Юданова Анна Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 57
Приморского района Санкт-Петербурга
Подготовленный ребёнок должен принести с собой в школу
умение и охоту учиться, способность сосредоточить своё
внимание в продолжении довольно долгого времени и усваивать
быстро то, что без привычки усваивается медленно. К.Д.Ушинский
Многие родители считают, что подготовить ребенка к школе- значит обучить его письму, счету, чтению. Но это не является основным в подготовке ребенка к школе.
В понятие готовность к школе психологи выделяют несколько критериев:
Интелектуальная готовность
Способность ребенка концентрировать внимание, умение строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и объектами, устанавливать связи между явлениями и событиями. Основным показателем готовности ребенка к школе является развитие памяти и мелкой маторики.
Социалтная готовность
Потребность ребенка в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать. Способность к обучению и умение подчиняться правилам, принятым в коллективе.
Эмоциональная готовность
На смену импульсной реакции приходит произвольное поведение и появляется мотивация к обучению.Ребенок научился управлять своими эмоциями и приобрел умение сосредоточиться.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учеба давалась легко, будущему школьнику еще до поступления в школу необходимо освоить целый ряд умений и навыков.
Будущий первоклассник должен научиться:
-слушать и вникать в услышанное
-понимать с первого раза
-выполнять указания старших и подчиняться их требованиям
-обладать элементарными навыками культуры поведения
- быть физически подготовлен
- разбираться в пространственных представлениях
-считать до 10 и обратно
-знать много сказок, стихов, уметь их пересказывать
-составлять рассказы об увиденном и по картинке
-знать свой адрес, дату рождения
-быть знакомы с понятиями: части суток, дни недели, времена года, части головы, рук, ног
- быть наблюдательными
Какие же требования предъявит учитель к вашему ребёнку?
Ребёнку нужно уметь внимательно слушать учителя на уроке и всё запоминать. Если он что-то хочет спросить, то должен поднять руку.
Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя и выходить из класса.
Ребёнку следует помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может ещё раз повторять только ему.
Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны и он один из них.
Научите ребёнка слушать и слышать вас, выполнять ваши просьбы. Таким образом вы будете учить его работать в коллективе своих сверстников, слушать, когда говорят всему классу, и выполнять задания вместе со всеми, учиться вместе со всеми.
Ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.
Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешной учебной деятельности.
Также необходимо научить ребенка различать право-лево.
Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
Выучите с ним ваш домашний адрес и телефон
Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите его за дело, говорите, как здорово у него получается писать, считать, рисовать и т. д. Это придаст ему уверенности в себе.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок самостоятельно застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, аккуратно складывать свои вещи.
Приучайте детей к самообслуживанию. Ведь
завязать шнурки,
собрать портфель,
надеть спортивный костюм,
убрать за собой в столовой …
и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
Если не все из перечисленных навыков освоены ребенком, надо развивать эти умения.
1.Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
2.Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
3.Не ждите от ребенка немедленного результата, он учится учиться.
4.Делайте всё от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
5.Не подавляйте инициативу ребенка, его познавательную активность.
6.Период адаптации к школе индивидуален: от 3-х недель до 8-ми месяцев.
7.Детские вопросы выступают показателем развития любознательности ребёнка.
8.Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
9.Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
10.Если ребёнка хвалить, то он учится оценивать ситуации.
Программой первого класса может овладеть каждый здоровый ребёнок. В первом классе закладывается фундамент будущих возможных успехов или неудач, ожидающих ребёнка на дальнейшем школьном пути. Но сама закладка этого фундамента в большой степени зависит от того, как ребёнок был подготовлен к школе.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.