Применение современных образовательных ресурсов
тьютором при индивидуальной работе с учащимся
Афонова Мария Анатолльевна
тьютор-начальных классов ГБОУ Школа № 561
Калининского района Санкт-Петерберга
Калининского района Санкт-Петерберга
Тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В настоящее время от школы требуют такого обучения, при котором ребенок мог бы быстро реагировпть на внешние изменения, быстро адаптироваться. Тьютор помогает ученику ориентироваться в современном образовательном пространстве. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. У термина "тьютор" латинское происхождение: лат tueor - наблюдаю, забочусь, оберегаю. В русский язык он пришел из английского: англ. tutor - наставник, опекун. Само понятие "тьюторство" пришло в россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция. которая обеспечивает работнику индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе и т.д.
Для раскрытия сути материала, считаюнужным прояснить рядтерминов и определенной, используемых в работе и в целом, во время деятельности по образованию детей.
Тьютор - педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании;
Тьюториант -
а) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сопровождаемый тьютором на основе обоюдного соглашения (договоренности);
б) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором;
Тьюториал - открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальной образовательной программ. Образовательные ресурсы - элементы образовательной среды. которые тьюториант может использовать в своей образовательной деятельности, в т.ч. при формировании и реализации ИОП.
С появлением в современном образовании позиция тьютора и расширением практики тьюторского сопровождения открытое образование перестает быть метафорой. Имеется предположение, что все известные в настоящее время формы получения образования в условиях информатизации и глобализации будут эволюционно стремиться к оъединению в систему открытого образования. На мой взгляд, тьюторское сообщество, претендуя на центральные позиции в такой системе и прилагая усилия к ее созданию уже сегодня, должно поставить задачи пересмотра вопроса, существенного для пректирования образовательных систем, отвечающих принципам открытости вопроса о понимании возраста и переопределения на его основе базовых образовательных этапов. Так, группа авторов, разрабатывающих концепцию на "Конкурс школ Сколково" от Межрегиональной Тьюторской ассоциации, представила пространство социокультурного комплекса для решения задач образования от решения и до 17 лет как два блока, условно разделенных на младшую и старшую школу. Граница между ними определена как момент обретения тьютором сомостоятельности для построения взаимодействия с тьютором и принятия решений в отношении наполнения индивидуальной образовательной программы. Каждый из блоков, в свою очередь, разделен на подпространства, выполняющие разные задачи сопровождения, на основе понимании возраста отечественной психологической традиции,берущей свое начало в работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Давыдова и разработок современной психологии развития, в основном, в работах Б.Д.Эльконина. Презумпция концепции позволяет полагать, что такой дизайн образовательного пространства возможен, однако, несомнению. анализ уже имеющегося опята индивидуализации на разных этапах образованиядля переопределения представлений о возрасте с позиции тьютора должен быть возможен.
Разворачивание образовательного пространства "устойчивого" периода начальной школы направлено на формирование базовых образовательных компетентностей, без которых невозможно дальнейшее образовательное движение. в первую очередь речь идет о работе с информацией (чтение, анализ, вычисления, записывание, пересчет, освоение других языков) и умении осуществлять учебную деятельность (самоконтроль, обращение за помощью в ситуации затруднения, выявление общего способа действия). Опираясь на опыт моей деятельности полагаю недостаточным механическое овладение навыками, составляющими суть названных компетенций. Именно с точки зрения тьютора как антропотехника, совершающего посредническое действие в отношении культуры и начинающего ученика - будущего учащегося, - цель передачи этих навыков должна быть понятна как необходимость развернуть пространство возможностей для преодоления натурального способа поведения культурным, выращивания собственного способа действия, что является основанием для формирования будущего инициативного и самостоятельного действия.
Однако, признавая становление учебной деятельности ведущим процессом этого периода первого опыта систематического образования ребенка младшего школьного возраста, в деятельности тьютора возникает задача выстроить индивидуальную образовательную программу как баланс разных видов активности тьюторианта.
На помощь в решении данной задачи как раз и проходят на помощь современные образовательные ресурсы.
Одним из некоторых ресурсов является интерактивные методы обучение. Интерактивные методы включают в себя:
Для раскрытия сути материала, считаюнужным прояснить рядтерминов и определенной, используемых в работе и в целом, во время деятельности по образованию детей.
Тьютор - педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании;
Тьюториант -
а) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сопровождаемый тьютором на основе обоюдного соглашения (договоренности);
б) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором;
Тьюториал - открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальной образовательной программ. Образовательные ресурсы - элементы образовательной среды. которые тьюториант может использовать в своей образовательной деятельности, в т.ч. при формировании и реализации ИОП.
С появлением в современном образовании позиция тьютора и расширением практики тьюторского сопровождения открытое образование перестает быть метафорой. Имеется предположение, что все известные в настоящее время формы получения образования в условиях информатизации и глобализации будут эволюционно стремиться к оъединению в систему открытого образования. На мой взгляд, тьюторское сообщество, претендуя на центральные позиции в такой системе и прилагая усилия к ее созданию уже сегодня, должно поставить задачи пересмотра вопроса, существенного для пректирования образовательных систем, отвечающих принципам открытости вопроса о понимании возраста и переопределения на его основе базовых образовательных этапов. Так, группа авторов, разрабатывающих концепцию на "Конкурс школ Сколково" от Межрегиональной Тьюторской ассоциации, представила пространство социокультурного комплекса для решения задач образования от решения и до 17 лет как два блока, условно разделенных на младшую и старшую школу. Граница между ними определена как момент обретения тьютором сомостоятельности для построения взаимодействия с тьютором и принятия решений в отношении наполнения индивидуальной образовательной программы. Каждый из блоков, в свою очередь, разделен на подпространства, выполняющие разные задачи сопровождения, на основе понимании возраста отечественной психологической традиции,берущей свое начало в работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Давыдова и разработок современной психологии развития, в основном, в работах Б.Д.Эльконина. Презумпция концепции позволяет полагать, что такой дизайн образовательного пространства возможен, однако, несомнению. анализ уже имеющегося опята индивидуализации на разных этапах образованиядля переопределения представлений о возрасте с позиции тьютора должен быть возможен.
Разворачивание образовательного пространства "устойчивого" периода начальной школы направлено на формирование базовых образовательных компетентностей, без которых невозможно дальнейшее образовательное движение. в первую очередь речь идет о работе с информацией (чтение, анализ, вычисления, записывание, пересчет, освоение других языков) и умении осуществлять учебную деятельность (самоконтроль, обращение за помощью в ситуации затруднения, выявление общего способа действия). Опираясь на опыт моей деятельности полагаю недостаточным механическое овладение навыками, составляющими суть названных компетенций. Именно с точки зрения тьютора как антропотехника, совершающего посредническое действие в отношении культуры и начинающего ученика - будущего учащегося, - цель передачи этих навыков должна быть понятна как необходимость развернуть пространство возможностей для преодоления натурального способа поведения культурным, выращивания собственного способа действия, что является основанием для формирования будущего инициативного и самостоятельного действия.
Однако, признавая становление учебной деятельности ведущим процессом этого периода первого опыта систематического образования ребенка младшего школьного возраста, в деятельности тьютора возникает задача выстроить индивидуальную образовательную программу как баланс разных видов активности тьюторианта.
На помощь в решении данной задачи как раз и проходят на помощь современные образовательные ресурсы.
Одним из некоторых ресурсов является интерактивные методы обучение. Интерактивные методы включают в себя:
- психологическипривлекательны для обучающихся;
- обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся;
- позволяют "сжимать" время, передвигаться во времени;
- повышают у обучающихся интерес к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью игровой технологии;
- способствуют улучшению отношений между участниками и педагогами;
- способствуют повышению самооценки участников игры, так как у них появляется возможность оот слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности;
- позволяют изменить отношение к окружающей действительности, снять страх перед неизвестностью;
- способствуют росту познавательной активности обучающихся, что позволяет им получать и усваивать большое количество информации, основанной на примерах конкретной меделируемой действительности;
- позволяют многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения, овладевать опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;
- стимулируют обучающихся своим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
- создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Применение интерактивного режима обучения дает конкретному;
Помимо этого, одними из современных ресурсов являются электронные обучающие игры!
Вот некоторые примеры:
- Игра "Фантазер", предназначена для детей от 6 до 12 лет. Цель задачи - научиться выстраивать логические цепочки.
- Игра "Незнайкина грамота", игра способствует творческим началом обучающегося.
- Игра "Раскрашивай шедевры", название которой говорит само за себя!
Таким образом, для полноценного проживания стабильного периода развития ребёнка в возрасте начальной школы, на мой взгляд, образовательное пространство должно быть представлено в разнообразии режимов постановки и принятия учебной задачи, совместного проектирования и творчества, тренировки и презентации личных достижений. Переходы от одного режима к другому , многократное участие в разнообразных организационных формах, перебор возможных тем и предметов занятий, предлагаемые в обязательных условиях осознанного выбора, должны фиксироваться тьютором, выстраивающим линию индивидуализации и персонализации образовательного пространства. Основным "тьюторским результатом" этого этапа образования становятся сформированность индивидуального стиля учения, выявление свойственного ему ритма и темпа, предметности познавательных интересов, готовность расширить свои образовательные возможности. Завершением усточивого этапа младшей школы можно считать момент появления самостоятельного запроса ребенка на внесение изменений в индивидуальную образовательную программу.
Вот некоторые примеры:
- Игра "Фантазер", предназначена для детей от 6 до 12 лет. Цель задачи - научиться выстраивать логические цепочки.
- Игра "Незнайкина грамота", игра способствует творческим началом обучающегося.
- Игра "Раскрашивай шедевры", название которой говорит само за себя!
Таким образом, для полноценного проживания стабильного периода развития ребёнка в возрасте начальной школы, на мой взгляд, образовательное пространство должно быть представлено в разнообразии режимов постановки и принятия учебной задачи, совместного проектирования и творчества, тренировки и презентации личных достижений. Переходы от одного режима к другому , многократное участие в разнообразных организационных формах, перебор возможных тем и предметов занятий, предлагаемые в обязательных условиях осознанного выбора, должны фиксироваться тьютором, выстраивающим линию индивидуализации и персонализации образовательного пространства. Основным "тьюторским результатом" этого этапа образования становятся сформированность индивидуального стиля учения, выявление свойственного ему ритма и темпа, предметности познавательных интересов, готовность расширить свои образовательные возможности. Завершением усточивого этапа младшей школы можно считать момент появления самостоятельного запроса ребенка на внесение изменений в индивидуальную образовательную программу.