Методы и приемы технологии ТРИЗ в начальной школе
Чернявская Ирина Владимировна
В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к учению можно использовать элементы технологии ТРИЗ.
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления, тем самым активизируя познавательную деятельность, повышая мотивацию к учению.
Преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. ТРИЗ является инструментом для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения, позволяет использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.
Использование данной технологии на уроках в начальной школе позволяет решать воспитательные, образовательные и развивающие педагогические задачи.
У учащихся формируется правильное отношение к окружающему миру, положительное отношение к учебному процессу, вырабатываются основы анализа действительности, развивается самостоятельность, уверенность в своих силах, появляется ощущение, что они могут справиться с решением любой задачи.
С точки зрения образовательных задач происходит повышение уровня общей образованности учащихся; формируются умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленно развивается системно-диалектическое мышление.
Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках в начальной школе эффективно использовать следующие методы технологии ТРИЗ:
1) системный оператор;
2) типовые приемы фантазирования;
3) дихотомия (сужение поля поиска);
4) системный лифт;
5) морфологическая копилка;
6) создай паспорт;
7) метод маленьких человечков;
8) составление плана (раскадровка);
9) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
Для создания эмоционального настроя учащихся на уроке эффективно использование приема «Сужение поискового поля».
Игра «Да-нетка» относится к методу сужения поиска посредством постановки вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Учитель может отвечать лишь фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Использовать можно в разных областях знаний: загадывать часть речи, часть слова, писателя, произведение, значение незнакомого слова.
При повторении изученного уместно применить еще один прием этой методики. Модель «Системный лифт» используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. Системный лифт позволяет «кататься» вверх и вниз, влево и вправо. Например, звук (буква) – слог – слово - предложение – текст – речь. Этот приём на этапе повторения, актуализации знаний позволяет учащимся не только вспомнить материал, но и сделать это в необычной форме.
Модель «Создай паспорт» целесообразно использовать для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик частей течи, членов предложений, частей слова.
Модель «Морфологическая копилка» применяется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических понятий.
Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления.
На уроках по изучению новой темы с использованием ТРИЗ знания не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.
Сначала организуется наблюдение за словами из копилки. Результаты фиксируются на доске. Это позволяет прийти к определённому выводу. В учебнике находится правило и проверяются результаты своих наблюдений.
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается составить алгоритм проверки написания слов. Используем модель: «Если…, то…».
Еще одним методом технологии ТРИЗ является модель «Системный оператор» или многоэкранная схема талантливого мышления.
Использование в полной мере всех шагов системного оператора позволяет не только систематизировать представление детей о каком-либо объекте, но и научить ребенка делать прогнозы развития систем на доступном для его возраста уровне. В зависимости от цели можно задействовать не все 9 экранов.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то (объект и его функция), 1 экран
Это что-то - из чего-то? (подсистема), 2 экран
Это что-то - часть чего-то? (надсистема - окружение), 3 экран
Чем-то было это что-то7 (система в притом), 4, 5, 6 экраны
Что-то будет с этим что-то? (перспективное развитие), 7, 8, 9 экраны.
Что-то ты сейчас возьми,
На экранах рассмотри.
Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Его можно использовать для систематизации знаний учащихся на уроке систематизации и обобщения знаний, для создания характеристик частей речи, членов предложений, частей слова.
Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов в процессе повышения мотивации к учению.
Уроки, на которых используется ТРИЗ технология, носят ярко выраженный деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении. Развивается устная и письменная речь младших школьников, формируются умения чётко излагать свои мысли.
Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха. Учащиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют и хотят учиться. Они характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышление и воображение. Происходит корректировка эмоционально-волевой сферы. Используя на уроках русского языка элементы технологии ТРИЗ, можно заметить, что учащиеся раскрепощаются, перестают бояться дать неверный ответ, поскольку его просто не бывает, в эту работу включаются даже самые слабоуспевающие, замкнутые ученики. Использование элементов методики ТРИЗ не только развивает, но и корректирует высшие психические процессы. Использование данной методики позволяет оптимизировать взаимоотношения между семьёй и школой в целях реализации воспитательных задач общества.