Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики

Бахметьева Юлия Викторовна
     В современной школе к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные результаты, а именно готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Для того ребёнок мог саморазвиваться, необходимо уже в начальной школе, проводить целенаправленную работу по обучению детей самостоятельной деятельности. Это необходимо для того, чтобы учащиеся учились самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, были способны к рефлексии. 
Самостоятельная работа учащихся – это индивидуальная или коллективная работа учащихся, где им предлагаются учебные задания и руководство для их выполнения; но сама работа проводится без непосредственного участия учителя. Выполнение самостоятельной работы требует от учащихся умственного напряжения.
       В психологической литературе самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма деятельности обучающегося. Это высшая форма учебной деятельности, форма самообразования. (Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие,-Ростов на Дону.: Издание «Феникс»,1997.)
 
       Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа, это работа, которая требует от учащихся достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности самого ребенка. Она должна доставлять ему удовлетворение как процесс самосовершенствования  и самопознания.
Виды самостоятельной работы
       Существуют различные классификации самостоятельной работы. Мы остановимся на классификации, основанием которой являются этапы учебного процесса. Самостоятельная работа является одним из средств воспитания самостоятельности. Но не очень многие педагоги реализует это в полной мере. Как правило, самостоятельную работу используют только в процессе закрепления и контроля материала,  тогда она носит в основном репродуктивный характер. Но ведь самостоятельную работу можно использовать, решая различные дидактические задачи: изучение нового материала, актуализация знаний учащихся, ситуации, в которых ребенок показывает умение действовать в измененной нестандартной или усложнённой ситуации. Как известно, уровень развития у детей может быть различным. В зависимости от этого и восприниматься самостоятельная работа будет разными детьми по-разному. Для того, чтобы быть доступной для каждого учащегося, задания в самостоятельной работе должны быть разноуровневыми. Кроме того, необходимо, использовать самостоятельную работу на различных этапах обучения математике.
       Преподаватели Е.А.Тупичкина и И.В.Крючкова, (Тупичкина Е.А., Крючкова И.В. Виды самостоятельных работ на уроках математики // Начальная школа.1996.№5)
 выделили следующие виды самостоятельной работы, в которых рассмотрели подвиды:
       I. Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся.
Актуализировать опорные знания, учитель должен перед введением и закреплением нового материала. Данная работа носит воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.
        а) работы воспроизводящего характера или работы по образцу. К этому виду авторы относят многочисленные типовые задачи и примеры. В ходе выполнения этих работ ученики формулируют условие задачи, определяют условие, данные и искомое, а затем, воспроизводя  соответствующие знания, находят способ решения. «Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией. Например, с целью подготовки к изучению вычислительного приёма вида 30-6 целесообразно предложить следующую систему знаний:
1. Замени числа суммой по образцу:
 
50=40+10
90=80+10
70=…+…
20=…+…
 
       2. Заполни пропущенные числа:
             60+□=65
             72+8=□
       3. Реши удобным способом:
             (50+10)-6
             (80+10)-7
Данную работу авторы предлагают проверить с целью выявления уровня подготовленности учащихся к  восприятию нового материала».
       б) работы реконструктивно-вариативного характера, в отличие от предыдущего вида работ, требуют от учащихся, различного вида преобразований. Выполняя их, ребята должны опираться на ранее приобретённые знания и умения. Учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.
       Авторы приводят систему подготовительных заданий на примере той же темы, что и в предыдущем виде работы: 30-6
       1. Распредели самостоятельно примеры в два столбика: (1-й – двузначное + однозначное, 2-й – двузначное + двузначное) по какому – нибудь признаку, обоснуй свой ответ:
 
70-8
34+5
90-6
44+3
45+50
80-9
30-6
56+20
72+10
 
 
2. Среди данных примеров найди те, которые помогут решить примеры вида 70-8:
 
(20+10)-6
(30+10)-8
(50+10)-1
(40+10)-2
(70+10)-9
(60+10)-8
(80+10)-3
(80+10)-6

 
3. Состав каких чисел надо знать для решения данных примеров? Запиши их самостоятельно.
Работа должна быть проверена учителем.
II. Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний.
       В зависимости от сложности материала и уровня подготовленности класса. Введение нового материала проводится на различных уровнях познавательной активности учащихся. Для этого авторы приводят четыре вида работ:
а) работы воспроизводящего характера, выполняются только по образцу или на основе подробной инструкции, поэтому уровень самостоятельности не выходит за рамки репродуктивной деятельности, например при изучении вычислительного приёма вида:  48-30. На доске записаны примеры: 48-30. Учитель объявляет тему и в процессе беседы  делает развёрнутую запись решения примера:
48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8=18
Далее говорит:
 -Посмотрите, на доске записано решение примера с объяснением и памятка с опорными словами, которые помогут вам объяснить способ решения. Сами разберитесь в решении примера.
Учитель даёт время для обдумывания. После чего учащиеся объясняют способ решения примеров. Опрос целесообразно начинать по желанию и со слабых учащихся. В конце учитель делает обобщение по ответам учащихся, то есть звучит образцовый алгоритм решения примера.
а) работы реконструктивно-вариативного характера. В этом виде работ учащиеся должны видеть и уметь применять опорные знания и умения. Для того чтобы эта работа была организована, необходима система целесообразно подобранных подготовительных вопросов и заданий.
Следующий тип работы в этом виде, авторы пишут о     в)работе частично – поискового характера. Самостоятельные работы отличаются от предыдущих, большей степенью самостоятельности учащихся. Поэтому авторы считают целесообразным предлагать учащимся вспомогательный материал.
г) в работах исследовательского характера, ученикам самим предлагается составить алгоритм решения. Так как работа требует хорошо сформированных умений, необходимых для решения проблемы,  организовывать её необходимо в сильном классе. Большую роль играет система подготовительных упражнений.
Рассмотренные четыре вида самостоятельной работы, можно проводить с целью изучения нового материала. Работы расставлены в определенной последовательности, нарушать которую нецелесообразно, так как в их выполнении идёт постепенное нарастание трудностей,  способствует активному росту  мышления учащихся. По мнению авторов, самый высокий уровень познавательной активности проявляется в работах исследовательского характера.
III. Работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся.
Цель закрепления в обучении – запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Чаще всего используются самостоятельные работы на многократное выполнение аналогичных заданий, но этого недостаточно. Закрепление – это процесс длительный и задания должны предлагаться в определённой последовательности. При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий характер, в котором можно предложить следующие задания:
1. Реши примеры по образцу:
30-6=(20+10)-6=20-(10-6)=20+4=20
       2. Реши задачу, подобную той, которую разобрали устно.
       3. Начерти такой отрезок.
А также работы конструктивно-вариативного характера. В них можно предлагать такие задания, где нужно применить знания в новых, изменённых условиях и задания творческого характера.
       IV. Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся.
       Цель проверки - определение уровня усвоения знаний и умений учащихся. Результат проверки – оценка. Работы носят тот же характер, что и предыдущий вид работ. Задания предлагаются аналогичные, этот вид работ часто используют в школах, для многих учителей он является основным.
       Мы рассмотрели основные виды самостоятельных работ, которые можно использовать в начальной школе и которые повышают активность учащихся. Использование этих видов работ способствует самостоятельному овладению детьми новыми знаниями. Примеры  убедительно показали, что самостоятельные работы можно использовать не только на этапах закрепления, но и на других этапах изучения того или иного материала. Важно при этом использовать систему разнообразных видов самостоятельной работы, которые способствуют не только усвоению знаний и умений по математике, но и способствуют развитию учащихся и воспитывает самостоятельность.

Список литературы:
  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие,-Ростов на Дону.: Издание «Феникс»,1997.
  2. Тупичкина Е.А., Крючкова И.В. Виды самостоятельных работ на уроках математики // Начальная школа.1996.№5
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»