Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Ремизова Светлана Владимировна
Почему необходимо уделять больше внимания формированию коммуникативных навыков в начальной школе?
Наблюдение за первоклассниками показало, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.
Главной целью образовательного процесса на уроке является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов.
Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах. Но эта форма работы водится постепенно. Начинается с работы в паре, затем минигруппа (3-4 человека), а потом уже полноценная группа.
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Литературное чтение
Наблюдение за первоклассниками показало, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.
Главной целью образовательного процесса на уроке является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов.
Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах. Но эта форма работы водится постепенно. Начинается с работы в паре, затем минигруппа (3-4 человека), а потом уже полноценная группа.
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Литературное чтение
ØПрочитайте текст и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу.
ØОцените ответы товарища.
ØРабота по учебнику с картинками.
ØВосстановите последовательность событий в произведении.
ØОтветь стихотворение наизусть соседу по парте.
ØОтветь стихотворение наизусть соседу по парте.
ØИнсценирование.
Русский язык
Русский язык
•Составь задание соседу по парте
•Синквейн
•Отгадай, о какой части речи говорим; опиши устно; объясни
•Игра в слова
•Обсудить вопрос, объяснить другу
•Чтение по ролям
Математика
Математика
•Задание: объясни… (Ученики в парах разбирают задание и затем объясняют друг другу, как его выполнить, затем приходят к единому мнению и записывают решение). Например: Сравни числа: 23…32, 45…54, 46…40. Объясни своему партнёру, как ты выполнял задание.
•Задание: задай вопрос… Например: Прочитай условие задачи и придумай к нему вопрос так, чтобы решение было записано в виде одного из следующих выражений: 9+6; 15+9 . В одном пучке 9 редисок, а в другом на 6 больше.
•Задание: «Математическая эстафета» (Игроки каждой команды поочерёдно выполняют серию однотипных заданий. Задания с решением каждый игрок передаёт ученику, сидящему сзади ).
•Задание: «Раскрась рисунок»
Окружающий мир
Окружающий мир
•«Расскажи…», «Как ты думаешь…»
•Обсуждение различных ситуаций
•Умению собирать информацию способствуют тексты и задания, находящиеся в учебнике «Окружающий мир». Например, на с. 12-13 вопросы: «Представители каких народов населяют твой край?», «Какие народы России ты знаешь?» стимулирует детей к поиску информации в различных источниках (библиотека, справочная литература, интернет) о народах, проживающих в данной области, крае, стране.
•«Наши проекты»
Технология
Технология
•Обсуждение вопрос в группе (Что такое технология? Что делают мастера, чтобы их изделия радовали мастеров?)
•Рассмотри и расскажи (Рассмотри и расскажи как рождался замысел изготовления шляп)
•Проведём исследование и сделаем вывод (Сравниваем компьютер и человеческие возможности)
•Проверь себя (обсуждение с одноклассниками результатов)
•Проект