Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика работы с иллюстрированным
материалом на уроках

Голубева Ирина
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами.  Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому.  В связи с непрерывным процессом развития общества происходит постоянное обновление и усложнение всех условий жизни и деятельности человека.
 Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Иллюстративный материал – одно из основных средств духовно - нравственного воспитания младших школьников. Работа с иллюстрациями – это визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.
Детская природа требует наглядности. Если ребенка учить каким - нибудь неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но если вы свяжите с картинками двадцать таких слов, то ребенок усвоит их налету.
Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.
Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его.
Функции иллюстративного материала учебного назначения:
  • Пояснение текста.
  • Замена текста, т.е. самостоятельно раскрывает содержание учебного материала.
  • Помощь в выражении мысли, т.е. компенсировать то, что трудно выразить словами. Позволяет ученикам получить визуальное представление о предмете повествования.
  • Помощь в понимании неизвестных слов, обозначающих предметы и явления.
  • Воспитание позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности.
Учебные иллюстрации позволяют решать задачи:
  • развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
  • понимать и запоминать теоретические сведения;
  • раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
  • помогать осваивать практические навыки.
Виды иллюстративного материала:
  • рисунки
  • гравюры
  • фотоснимки
  • репродукции
  • карты
  • схемы
  • фотоколлаж
  • мультфильмы
  • таблицы
Книжные иллюстрации, являющиеся произведениями изобразительного искусства: 
  • способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;
  • раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;
  • усиливают познавательные и воспитательные функции текста.
Формы работы с иллюстративным материалом:
  • чтение учителем всего текста, т.к. дети лучше воспринимают выразительное чтение взрослого, а материал содержит много новых понятий, следовательно, возникнут трудности при понимании и произнесении слов; параллельно с чтением учитель обращает
  • внимание детей на иллюстрации и дает им краткую характеристику;
  • чтение детьми текста самостоятельно (с пометками), а затем анализ незнакомых слов; работа со справочным материалом, а также характеристика иллюстративного материала совместно с учителем;
  • выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем, в том числе – и с опорой на иллюстративный материал;
  • повторное чтение детьми текста после прочтения текста учителем и более подробная характеристика иллюстративного материала;
  • работа в трех или шести группах с материалом урока. Рассказ (краткий пересказ) групп о том, что они узнали, с опорой на иллюстративный материал;
  • фронтальная или групповая работа по вопросам в конце параграфа с привлечением дополнительного иллюстративного материала.
Выбор вида (типа) иллюстраций определяется:
  • содержанием учебного материала;
  • доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;
  • необходимостью использования научно-обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;
  • психологическими особенностями восприятия иллюстраций.
Требования к иллюстрациям в учебнике:
  • информационная насыщенность;
  • подписи к иллюстрациям должны выполнять информационную и дидактическую функции;
  • иллюстрации должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа, что предполагает специальные вопросы и задания к ним (рядом с ними или в конце параграфа).
Классификация ведущих иллюстративных материалов:
  • I иллюстративный модуль – ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и др.;
  • II иллюстративный модуль – ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и т.д.;
  • III иллюстративный модуль – деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы.
Отличительные возможности каждого вида (типа) иллюстраций:
  • Таблицы дают педагогу возможность:
- организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность обучающихся;
- обеспечить длительный показ информации;
- облегчить возвращение к ранее пройденному и продемонстрировать перспективу в изучении материала;
- систематизировать, обобщать ранее изученное.
  • Фотоколлажи помогают создать определенные речевые ситуации.
  • Фотографии позволяют:
- отражать характерные черты повседневности той или иной исторической эпохи;
- показывать важнейшие исторические события и исторических деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях.
  • Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся.
  • Рисунки-схемы развивают образное мышление, придают характер неравнодушного отношения к изучаемой теории.
Три аспекта художественного восприятия обучающегося: 
  • Познавательный – обеспечивается эрудицией ребенка и связан с усвоением информации об искусстве.
  • Чувственный – определяется эмоциональной отзывчивостью, чувством формы и структуры произведения в их совокупности с содержанием.
  • Нравственно-волевой (аффективный) – связан с сопереживанием явлению искусства в его целостности.
Весь иллюстративный материал, предлагаемый к уроку, предназначен для восприятия в единстве с содержанием, всегда соответствует ему, дополняет и обогащает материал урока. Иллюстрация помогает глубже понять тему и идею прочитанного, полнее раскрыть их, визуализировать содержание. И, наоборот, на этапе закрепления иллюстрации служат своего рода «опорным конспектом».
В Интернете учитель и учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить.
Одним из важнейших преимуществ ИКТ на уроке являются их адресность и ситуативная локализованность. Если существующие наглядные пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к Интернету и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса и отдельных учеников.
Мультимедийная презентация к уроку не может быть перегружена материалом, на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию.
Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на концепцию урока.
Ресурсы Интернета также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий в музеи и посещения культовых сооружений и поиска справочной информации по теме, используя которую, ученик может воспроизвести основное содержание урока.
           Использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся при работе с иллюстративным материалом. Это повышение учебной и познавательной мотивации, развитие коммуникативных качеств личности каждого ребёнка.
При подготовке к уроку педагог должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания. При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение.
Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению педагога, активизируется познавательная деятельность младших школьников.
Таким образом, включение в материал урока по основам религиозных культур и светской этики наглядности, тематически близкой к изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий. А использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе, повышает учебную и познавательную мотивацию, развивает коммуникативные качества личности каждого ребёнка.
 
Литература
Чиндилова О.В. Методика работы с иллюстративным материалом в начальной школе” (презентация)
 
Интернет-ресурсы:
Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.
 http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons
https://infourok.ru/metodika-raboti-s-illyustrativnim-materialom-na-urokah-orkse-2225144.html

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»