Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Несколько советов логопеда родителям младших школьников

Тесленко Ксения Юрьевна,
учитель-логопед ГБОУ Гимназия № 196
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
 
Зачем нужен логопед в школе
Конечно, все слышали о профессии логопеда. Для многих логопед - это тот педагог, который исправляет нарушение звукопроизношения. Но школьный логопед практически не занимается постановкой звуков, а уделяет внимание проблемам, которые возникают у ребенка при обучении письму, а так же помогает при возникновении проблем с чтением.
Почему важно "поставить" звуки до поступления в школу?
В норме, к пяти годам, ребенок должен произносить все звуки русского языка без дефектов. Если этого не произошло, то родителям необходимо обратиться за помощью к логопеду. Почему же так важно поставить звуки? Многие могут подумать: "Ничего страшного, картавит, пускай картавит", или "Мой дед шипилявил всю жизнь и ничего". Но логопедическая практика показывает, что неисправленные в детском возрасте дефекты произношения, зачастую приводят к ошибкам на письме.
Если ребенок говорит "хыхка" вместо "шишка", то возможно он и будет так писать - "хыхка". Тем более, от речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия.
Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Нарушения процессов письма (дисграфия) и чтения (дислексия) - это самые распространенные патологии, встречающиеся у младших школьников.
Дисграфия - это нарушение овладения письменной речью, вследствие недостаточной сформированности (или нарушения работы)  высших психических функций, которые участвуют в контроле письменной речи. Говоря простым языком, ребенку трудно написать услышанное, не сделав ошибок, как специфических логопедических (пропуск букв, замена на другие, "зеркальное" письмо), так и множественных орфографических ошибок, с учетом того, что ребенок может знать все правила русского языка "на зубок". Ему просто не применить их на практике. Дизорфография - это сложности, или же отсутствие способности у учеников к запоминанию и освоению правил русского языка (жи-ши, ча-ща, чу-щу и пр.).
Дислексия - это расстройство, при котором у ребенка возникают большие сложности при овладении навыками чтения. Таким детям очень сложно слить буквы в слог, слоги в слова, а если и порой у них это получается, то зачастую дети не понимают смысла прочитанного и им приходиться возвращаться к тому же слову вновь и вновь.
Дисграфия и дислексия - самые распространенные нарушения, встречающиеся у младших школьников, и чем раньше начата коррекционная работа над этими недостатками, тем лучше будет результат. Логопед на школьном логопункет помогает ученикам справляться со сложностями, возникающими у них при овладении чтением и письмом.
Дисграфия проявляется стойкими специфическими ошибками на письме, которые не проходят без специального коррекционного воздействия.
В письменных работах таких детей наблюдаются следующие ошибки:
  • замена или перестановка букв, или слогов (джинсы - "ждынсы");
  • искажение слогового состава слова (мололоко);
  • пропуск букв, слогов в словах (бегемот - "бимот");
  • пропуск целых слов в предложениях;
  • слитное написание слов, а порой и целых предложений.
Для устранения дисграфии у младших школьников на базах школ создаются логопункты, где логопеды на своих занятиях создают условия, способствующие коррекции письменной речи.
Коррекционная работа по преодолению дисграфии включает в себя устранения нарушений моторики, внимания, концентрации, восприятия, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи.
На основании диагностики, которую логопед проводит 2 раза в год, отбираются ученики первых классов, которые попадают в группу риска по дисграфии:
  • дети с нарушением или задержкой в развитии моторных функций. В дошкольном возрасте у таких детей можно отметить нежелание рисовать, лепить, работать ножницами, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, в школе не могут освоить буквы, медленно пишут;
  • дети с нарушением фонематического восприятия (т.е. неумение различать на слух близкие по звучанию звуки: глухие – звонкие согласные, свистящие – шипящие и т. д.) на письме путают буквы, обозначающие эти звуки;
  • дети с нарушением звукопроизношения. Это происходит не всегда, но зачастую - как ребенок произносит слово, так он и будет его писать. Такие учащиеся не могут четко произносить звуки и переводить их в виде букв на письмо.
А во втором, третьем и четвертом классах логопед проводит диктанты, по результатам которых производится отбор в логопедическую группу. На занятия к логопеду попадают те дети, в работах которых выявляется большое количество как грамматических, так и дисграфических ошибок.
Ошибки, в письменной речи у детей – в данное время очень актуальная и, к сожалению, распространенная проблема. Все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Учителя и родители, наблюдая за детьми во время занятий в школе и дома, зачастую сталкиваются с тем, что ребенок при письме допускает специфические ошибки – пропуск букв, слогов, а то и целых слов. Зеркальное написание букв так же нередко. Проблемы могут возникать и на уровне чтения. Иногда ребенку очень сложно начать сливать буквы в слоги, а слоги в слова. Появляется неуверенность в себе, ребенок может замкнуться и вообще перестать пробовать читать. Вот в этих ситуациях и нужна моя помощь как логопеда – научить ребенка писать правильно, уметь различать буквы, не допускать пропусков при письме, научить хорошо и слитно читать. На своих занятиях стараюсь уделять время каждому ученику.
Проблемы письменной речи не исправляются за одно занятие. Но если ребенок занимается систематически и постоянно, можно будет увидеть положительный результат. Также своим ученикам стараюсь привить любовь к чтению. Ведь чтение – это развитие зрительной памяти и устной речи, пополнение словарного запаса, расширение кругозора. Это моя вторая задача, после коррекции письменной и устной речи – привить ребенку любовь к чтению и книгам. Если эти две задачи будут выполнены, значит мои занятия прошли не зря.
 
Совет 1. Когда начать беспокоиться?
Посмотрите в тетрадку вашего ребенка. Если вы увидели, что ребенок при письме допускает ошибки в виде пропусков букв, пишет некоторые буквы зеркально отображенными, дописывает лишние элементы к буквам, то это повод забеспокоиться и обратиться к логопеду.
Ранее выявление и ранее начало логопедических занятий поспособствуют коррекции данных ошибок и помогут ребенку в дальнейшем освоении родного языка и письменной речи.
Очень важно, чтобы все звуки были поставлены к моменту поступления в школу. Ведь если у ребенка нарушена устная речь, то это может сказаться и на письменной речи.
Логопед в школе занимается проблемами письменной речи у ребенка, помогает ему с усвоением правил родного языка, учить слушать и слышать звуки родной речи.
Примеры ошибок, на которые нужно обратить внимание:
  • пропуск букв или целых слогов и слов;
  • перестановка букв в словах;
  • зеркальное написание букв;
  • дописывание лишних элементов в буквах;
  • недописывание окончаний;
  • смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло–дупло, лёбит–любит, птича–птица, сапка–шапка;
  • слитное написание слов;
  • дефекты смягчения согласных.
Ранее выявление и ранее начало коррекционных занятий способствуют улучшению речи вашего ребенка.
 
Совет.2. Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Очень часто, у детей младшего школьного возраста возникают трудности с дифференциацией твердых и мягких согласных, причем, как в устной, так и в письменной речи. Помогая ребенку разобраться в этой теме, сначала напомните ему различия понятий "звук" и "буква". А про гласные напоминаем, что их делят на 2 ряда:
  • I ряд гласных - а, о, у, э, ы. Если после согласного звука стоит гласный I ряда, то согласный звук будет твердый. Акцентируем внимание детей на звуки, всегда являющиеся мягкими ("щ", "ч", "й");
  • II ряд гласных - и, е, ю, я, ё. Если после согласного стоит гласный II ряда, то согласный мягкий. Напоминаем про звуки, всегда являющиеся твердыми ("ш", "ц", "ж").
В процессе занятий необходимо научить детей дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Начинаем со слогов - МА- МЯ, ЛА - ЛЯ, КО - КЁ и т.д.
Делаем акцент голосом на согласных. Можно, например, придумать сказочных персонажей: двух братьев - Бима и Бома, которые поделили между собой звуки: Бим любит всё мягкое и поэтому забрал себе все мягкие звуки, а его брат Бом любит все твердое и забрал себе все твердые звуки. Можно повесить на доску изображение персонажей.
Слоги с твердыми согласными произносим утрированно грубым, низким голосом, а мягкие звуки - высоким, нежным.
Когда на слогах тема отработана, переходим на пары слов: рад - ряд, нос - нёс, мать - мять и т.д.
И не забываем про Ь. Напоминаем, что это только буква, а не звук. Если мы слышим мягкость, но нет звука, то в этом случае мы будем писать букву Ь (опять же, помним про всегда мягкие согласные звуки).
 
Совет 3. Знакомство детей с графическими символами, способы их запоминания
Очень многие дети младшего школьного возраста испытывают трудности при усвоении букв и цифр. Не могут запомнить правильность написания, путают, в какую сторону пишется та, или иная буква, забывают элементы букв. Вы можете помочь своим маленьким ученикам в освоении изучения и запоминания букв и преодоление в дальнейшем трудностей, которые могут возникнуть при чтении и письме.
Для более эффективного запоминания и усвоения графических изображений и символов, можно использовать следующие приемы:
  • выложить букву (цифру) из фасоли (гороха, кофейных зерен), спичек, конструктора, разрезанных элементов;
  • использовать различные шнуровки для воссоздания образа буквы, доски с отверстиями;
    использовать объемные образы букв, чтобы дети смогли обвести контур пальцем, кулаком, ступней;
  • создавать буквы с помощью пластилина, или космического песка;
  • прописывать буквы пальцем на песке, манке;
  • подбирать нужные картинки с заданной буквой (так же данное упражнение прекрасно подходит для дифференциации звуков);
  • дорисовывать недостающие элементы в букве.
Данные упражнения, при систематическом повторении, помогут маленьким ученикам быстрее запомнить буквы.
 
Совет 4. Почему нужно и важно читать книги?
С каждым годом все чаще можно слышать от родителей и педагогов школ фразы: «Нынешнее поколение ничего не читает!», «Ну почитай хотя-бы немного! Пару страниц в день!». И правда, в современном мире в руках у детей мы все чаще видим модные гаджеты, а не книги. Но почему же так важно читать?
Есть такое выражение: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать.» И это правда! Без чтения человек не будет пополнять свой запас знаний. Книги заставляют своего читателя мыслить глубже. Чтение тренирует внимание, память, расширяет словарный запас и всю речь в целом.
Читая, человек становится грамотным. Он неосознанно запоминает увиденные слова, их написание, употребление в речи, а если слово было непонятно, то читатель посмотрит и найдет данное слово в словаре, и уже узнает его лексическое значение.
Чтение учит людей формулировать свои мысли. Книги расширяют кругозор, ведь из них мы можем узнать очень многие интересные факты о странах, животных, о жизнях великих людей. Каждый человек может выбрать себе книгу по вкусу и пополнять свои знания в интересной ему сфере.
Читайте с удовольствием со своими детьми и открывайте для себя новые книжные миры!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»