Адаптация учеников 1-го класса к школе
Самонова Марина Евгеньевна
По статистике, большинство деток с восторгом ждут момента, когда они впервые переступят порог школы. А она берет и встречает целым набором требований, которые кардинально отличаются от привычных условий дома, детского сада или подготовительных занятий. Беззаботный период, когда можно было проводить время размеренно и играючи, сменяется уроками, необходимостью ежедневного умственного труда, требующего от новоиспеченного первоклашки повышенного внимания, усидчивости и правильности осанки в течение всего урока. А ведь еще нужно найти «общий язык» с учителем, многочисленными одноклассниками, научиться быть дисциплинированным, соответствуя новым правилам… Психика еще недавнего малыша напрягается, ей требуются время и помощь, чтобы перестроиться и свыкнуться с теперешними условиями. Этот период привыкания и овладения новыми навыками называется адаптация школьников.
Адаптация к школе
Адаптация 1-классников в школе – это становление социализации ребенка, его включение в систему новых отношений, привыкание к нормам и правилам учебного заведения и переход к систематическому обучению. Сколько времени она займет и насколько легко пройдет для ребенка, всецело зависит от согласованной работы родителей, учителя, психолога, школьной администрации, а также влияния ряда условий:
- личности самого первоклашки (характер, возраст, развитость социальных навыков);
- уровня учебной подготовки;
- специфики школьного учреждения;
- сложности учебного процесса и заложенной в него нагрузки, пр.
Стандартно психологи отводят на период адаптации к школе от 1 недели до полугода. Выделяют три уровня:
- Высокий. Ребенок быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, учиться идет с удовольствием, не нуждается в дополнительной мотивации. Без проблем находит общий язык с одноклассниками, не испытывает страха или стеснения перед учителем, с легкостью осваивает основной материал, справляется с более сложными задачами, выходящими за рамки программы. Он здоров, невротические реакции не наблюдаются.
- Средний. Привыкание к условиям школьной жизни растягивается до 2-3 месяцев. Школьник внимателен, усидчив, отношения с другими ребятами дружелюбные. Посещение учебного заведения не вызывает негативных эмоций, равно как и положительных. Могут наблюдаться отставание от программы, «уходы в себя», перепады настроения. Выполнять задания самостоятельно не получается, требуются постоянный контроль и стимулирование.
- Низкий. Первоклассник не испытывает радости от посещения школы. Тяжело просыпается утром, постоянно находит причины, чтобы пропустить занятия. У него наблюдаются невротические состояния: страхи, потеря аппетита, расстройства сна, вялость, или наоборот, чрезмерная возбудимость. Школьный материал для него сложен, ребенок усваивает его отдельными фрагментами. Нарушает дисциплину, не общается с одноклассниками (даже не знает их имен), не видит в учителе авторитета.
Трудности
1 класс сопряжен для детей с ростом психоэмоциональной нагрузки, т. к. уже первые школьные дни вынуждают мобилизоваться, изменить привычное поведение соответственно новой обстановке. На особенности адаптации первоклассников влияют:
- личность учителя и коллектив одноклассников;
- новый режим дня и непривычные обязанности;
- необходимость ограничивать двигательную активность, заменяя ее повышенным вниманием и сосредоточенностью.
Ориентируясь на эти факторы, психологи выделяют базовые проблемы учебной мотивации, дисциплины, адаптации:
- Хроническая неуспеваемость. Обусловлена низкой работоспособностью, недостаточностью формирования учебных навыков и умений. Впрочем, далеко не редкость случаи, когда неуспеваемость провоцируется родительским отношением к учебе и школе в целом. С одной стороны – это страх, что сыну или дочери будет сложно, некомфортно, чадо будет мерзнуть/голодать/простужаться/болеть. С другой – повышенные требования к ребенку, ожидания только высоких отметок, постоянных учительских похвал, существенных школьных достижений.
- Отказ/нежелание что-либо делать, отлынивание от учебной деятельности. Школьник находится на уроке, а одновременно с тем – «витает в облаках». Вопросы учителя не слышит или делает вид, что не слышит, задания не выполняет.
- Негативистская демонстративность. Педагог постоянно жалуется на отвратительное поведение ребенка и несоблюдение им дисциплины. Парадоксально, что выбранные взрослыми формы наказания воспринимаются маленьким нарушителем порядка как поощрения.
- Вербализм. Это специфический тип развития личности, когда речевая деятельность находится на высоком уровне, а вот логическое и образное мышление отстают. Первоклассник кажется крайне смышленым, он бойко разговаривает и отчетливо отвечает на вопросы, у него завышенная самооценка, но на практике ребенок не может решить большую часть задач и творческих заданий.
- Проявления лени. Возникают в силу разных причин, например, особенности темперамента, низкий уровень учебной мотивации, малый процент познавательных мотивов, стремление избежать неудач и т. д. В любом случае лень снижает интерес к школьной жизни и замедляет процесс получения знаний.
Когда первоклассник демонстрирует устойчивое нежелание ходить в школу, причины трудностей в адаптации могут крыться в следующем:
- завышенные требования родителей и/или педагога;
- открытая демонстрация неудовлетворенности учебными успехами со стороны взрослых;
- непонимание школьного материала;
- систематические неудачи; отсутствие признания ребенка «своим» классом;
- внутренние причины (страх перед неудачей, зажатость, отсутствие мотивации и пр.);
- большой объем внеурочной деятельности (секции, кружки, домашние обязанности), из-за которой ученик сильно устает или попросту не успевает уделить должное внимание учебе.
Этапы
С 1 сентября и до момента фиксации положительной динамики адаптация детей в 1 классе проходит три взаимосвязанных периода (при благоприятном течении событий):
- «Физиологическая буря». Этап стрессового состояния, который имеет место задолго до сентября, еще когда будущий школьник начинает посещать подготовительные занятия. Длится до 3 недель. Школьные привычки и рефлексы едва зарождаются.
- Непосредственно начало полноценной учебы. Ребенок становится спокойнее, постепенно свыкается с новой социальной ролью, адекватно воспринимает поставленные перед ним задачи и обязанности. Начинает приспосабливаться к условиям новой социальной среды. Длительность – 2-3 недели.
- Фаза устойчивого приспособления детского организма, когда ученик уже четко понимает, что от него требуется, он меньше напрягается, мобилизует свои умения и возможности. Энергозатраты становятся пропорциональными поставленной перед ним задаче.
Программа адаптации
Перед каждым учителем начальных классов стоит важная задача – приложить все усилия, чтобы адаптация в 1 классе прошла быстро, без показательных детских истерик. Изначально ребят знакомят друг с другом, со школой и ее территорией, создают в классе благоприятную, доброжелательную атмосферу. Для этого проводятся всевозможные спортивные, внеклассные и прочие профилактические мероприятия. Используются современные, востребованные педагогические и психологические методики.
Во втором периоде внимание педагога должно быть сконцентрировано на воспитании детей: выработке режима дня, освоении и закреплении школьных правил, закладке понимания критериев оценки школьной деятельности. Учитель оказывает всяческую психологическую поддержку первоклассникам и их родителям, старается выявить индивидуальные особенности и способности у каждого из ребят, учесть эту информацию при построении учебного процесса.
Одновременно с тем педагог ведет карту наблюдений за школьной жизнью первоклашек в адаптационный период и фиксирует основные изменения и трудности отдельных учеников. Далее с ними будет проводиться коррекционно-психологическая работа для устранения проблем учебного процесса.
В плане ФГОС-программы (федеральные государственные образовательные стандарты) предусматривается индивидуальный подход к каждому первокласснику (следует быть предельно внимательным к его мыслям, чувствам, помочь ребенку найти свое место в коллективе) со стороны не только классного руководителя, но и всего педсовета. Основные задачи, которые ставятся перед учителем:
Во втором периоде внимание педагога должно быть сконцентрировано на воспитании детей: выработке режима дня, освоении и закреплении школьных правил, закладке понимания критериев оценки школьной деятельности. Учитель оказывает всяческую психологическую поддержку первоклассникам и их родителям, старается выявить индивидуальные особенности и способности у каждого из ребят, учесть эту информацию при построении учебного процесса.
Одновременно с тем педагог ведет карту наблюдений за школьной жизнью первоклашек в адаптационный период и фиксирует основные изменения и трудности отдельных учеников. Далее с ними будет проводиться коррекционно-психологическая работа для устранения проблем учебного процесса.
В плане ФГОС-программы (федеральные государственные образовательные стандарты) предусматривается индивидуальный подход к каждому первокласснику (следует быть предельно внимательным к его мыслям, чувствам, помочь ребенку найти свое место в коллективе) со стороны не только классного руководителя, но и всего педсовета. Основные задачи, которые ставятся перед учителем:
- сформировать у каждого воспитанника адекватную самооценку и уверенность в своих силах;
- обучить коммуникационным навыкам и самоанализу;
- правильно мотивировать к получению знаний, заложить в сознании важность учебы;
- научить уважительно относиться к школьному окружению, их чувствам и желаниям;
- помочь найти свое место в учебном процессе.
Школьная социализация детей в 1 классе делится на 3 равнозначные составляющие: психологическую, физиологическую и социальную адаптации. Далее о каждой из них.
Психологическая
Состоит из таких параметров, как учебная мотивация, степень сформированности психологических процессов, преобладающее настроение ученика, его умение адекватно оценивать свою деятельность. Проще говоря, ребенок ходит в школу с радостью, учеба не кажется ему трудной, он подружился с одноклассниками, увлеченно рассказывает домочадцам о том, как прошел школьный день. Важную роль играет мотивационная адаптация, ведь часто все сложности из-за того, что дети в целом не понимают, для чего вообще им нужна школа.
Физиологическая
По сути, это уровень адаптации первоклассника нагрузке, оценивается он по таким критериям: степень работоспособности, ежедневное самочувствие, показатели аппетита и сна, частота возникновения ОРЗ и прочих простудных заболеваний, обострение хронических патологий.
Социальная
Социальная адаптация первоклассников к школе проходит благоприятно при условии: формирования адекватного поведения, налаженного контакта с учителем и классом, овладения навыками учебной деятельности. Для реализации этих задач педагог и психолог проводят регулярные занятия с первоклассниками, способствующие приобретению коммуникативных навыков. Обратите внимание! Наличие у школьника адекватной самооценки – гарантия успешности социальной адаптации.
Советы родителям
Часто социальные педагоги проводят занятия с родителями будущих первоклассников, на которых подробно рассматривают процесс адаптации детей к школе, играют в специальные игры, изучают психологические упражнения, позволяющие ускорить процесс. Если подобные мероприятия посетить не довелось, возьмите на вооружение ряд общих рекомендаций, которые помогут вашему чаду легче справиться с адаптационным периодом:
- Не совмещайте начало школьной жизни с обилием дополнительных внеурочных занятий и всевозможных секций.
- Серьезно подойдите к режиму дня своего школьника.
- Не расширяйте список его домашних обязанностей, мотивируя это новым статусом «школьника».
- Не требуйте завышенных результатов, при недостижении которых в малыше генерируется чувство вины. Все правильные советы психолога можно заключить в одну общеизвестную истину – дети нуждаются в нашей любви и поддержке именно тогда, когда менее всего их заслуживают.
Как помочь ребенку
В период адаптации активно поддерживайте обратную связь с учителем и родителями тех деток, с которыми ваш ученик подружился. Не бойтесь обсуждать моменты, которые тревожат вас в поведении сына или дочери. Кроме того:
- Будьте в курсе, комфортно ли ребенку в классе, нет ли сложностей в общении с другими ребятами, не нужна ли ему помощь в налаживании отношений с ними.
- Помогайте с уроками, учите, как их правильно выполнять, но не делайте это вместо него. Научите сосредотачиваться и удерживать внимание.
- Хвалите, поддерживайте, подчеркивайте его успехи, да и в целом – больше времени проводите вместе.
- Объясняйте, что каждый может ошибаться, ребенок должен понимать, что ошибка – это повод все исправить, и не терял веру в свои силы.
- Следите за своей речью – то, что вы говорите своему школьнику, должно мотивировать на исправление поведения и дальнейшее развитие, а не обижать или унижать. Например, вместо того чтобы отрезать «не ври мне!», скажите мягче – «мне неприятно, что ты меня обманываешь».
- Действуйте в подобном позитивном ключе и вам удастся не только совместными усилиями незаметно преодолеть адаптационный период, но и поддержать детскую индивидуальность, поспособствовать ее дальнейшему развитию.
Проблемы адаптации детей в 1 классе – злободневная тема для всей образовательной системы. Ребенок любого возраста, приходя первый раз в школу, очень волнуется и ждет поддержки от взрослых – как родителей, так и учителя. Не оставляйте его чаяния без должного внимания, ведь именно от течения адаптационного периода во многом зависит, каким будет социальный статус вашего новоиспеченного первоклассника в ближайшие несколько лет.