Особенности развития внимания у детей
с ЗПР младшего школьного возраста
Судорженко Любовь Юрьевна
Внимание - проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У ребенка с ЗПР преобладает непроизвольное внимание, ребенок не может управлять своим вниманием. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой – смене деятельности. В процессе обучения у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Этому должны способствовать коррекционные занятия с педагогом. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость. У детей с ЗПР все эти процессы незрелые и замедлены. С помощью коррекционных занятий удается восполнить пробелы и сформировать устойчивое внимание [1].Различные свойства внимания – его концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость – в значительной степени зависят друг от друга.
При ЗПР недостаточный уровень внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Следует отметить, что динамика уровня внимания крайне неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других – сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания [2].
Учитывая особенности развития внимания у детей с ЗПР, необходимость специального подхода в обучении таких детей, использования методик в условиях специальных коррекционных классах, способствующих развитию различных форм внимания у учащихся. Все изложенное обосновывает необходимость в разработке комплекса коррекционных мероприятий с использованием комплекса специальных игр и игровых упражнений, направленных на формировние познавательной сферы (различных свойств внимания). Следовательно, проблема исследования и коррекции различных свойств внимания у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить особенности развития внимания у младших школьников с ЗПР, разработка комплекса коррекционных мероприятий.
Исследования проводилось в 2008-2009 учебном году в Областном детском психоневрологическом диспансере г.Караганды. В данном исследовании принимали участие дети двух классов вспомогательной школы с ЗПР. Всего исследовано 16 человек в возрасте 8-9 лет. Все дети разделены на две группы (экспериментальная и контрольная) по 8 человек в каждой группе. Использовались коррекционно-развивающие методики М.Н.Ильиной, Л.Н.Блиновой [3,4]. В ходе исследования были использованы тесты с целью изучения различных свойств внимания у младших школьников с ЗПР. Для характеристики были выделены следующие критерии: оценка устойчивости, скорости распределения и переключения внимания, его объема.
Ребенк школьного возраста обладает поистине огромный возможностями развития и способностями познавать. Ребенку с ЗПР обучение и усвоение программы дается труднее, чем нормальному. Чтобы предотвратить дальнейшие трудности в обучении, неотъемлемой частью коррекционных занятий с детьми с ЗПР, является нормализация их деятельности в процессе специальной коррекционной работы. Таким образом, во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР, нужно придерживаться следующих правил: необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроке коррекции; нужно предотвращать наступление утомления, использовать для этого разнообразные упражнения, меняя вид деятельности; в системе коррекционных мероприятий нужно предусмотреть проведение подготовительных бесед, занятий, для того, чтобы дети правильно выполняли данные им упражнения; во время работы с детьми с ЗПР, нужно проявлять особый педагогический такт.
Результаты тестирования по оценке уровня развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР (экспериментальная и контрольная группы) на конец эксперимента. Данные свидетельствует, что учащиеся двух групп с ЗПР в конце эксперимента имеют относительно одинаковые показатели уровня развития внимания (хотя на начало эксперимента данные контрольной группы были выше). Устойчивость внимания у детей в экспериментальной группе повысились (0,25%), средний показатель (62,5%). Скорость распределения и переключения внимания – высокий уровень (0,25%), средний (0,75%), низкий отсутствует. Показатели объема внимания – высокий (0,25%), низкий (12,5%), средний (62,5%). В экспериментальной группе после коррекционных занятий уровень распределения и устойчивость внимания повысился. Дети с удовольствием принимали участие в эксперименте, с большим желанием пробовали новые игры, упражнения. Проявляли инициативу на занятиях, были очень активными. С нетерпением ждали новых занятий, не хотели расходиться в конце урока. За этот период удалось улучшить различные свойства внимания у учащихся. Дети стали внимательнее на занятиях, повысилась концентрация внимания, скорость переключения, объем внимания.
Применяемые нами учебно-коррекционные игры в процессе обучения инициировали активность учащихся, помогали сконцентрировать внимание на задании, переключить детей с одного вида деятельности на другой.
По результатам экспериментального исследования даны следующие методические рекомендации:
- коррекционная работа должна начинаться сразу же при поступлении ребенка в школу, проводиться в начальных классах, обеспечивая преемственность и устраняя пробелы в обучении и в развитии внимания.
- используя коррекционные игры и задания в процессе обучения, педагог учит детей правильно понимать учебную информацию, адекватно использовать предлагаемую помощь, повысить учебную мотивацию.
- педагог в процессе обучения должен постоянно следить, чтобы не наступило утомление, менять вид деятельности, используя для этого разнообразные средства (использование красочного дидактического материала, различные разминки).
- на занятиях использовать любые виды заданий, включенные в программу коррекционно-развивающей работы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки.
- педагог должен, на уроках и во внеурочное время, уделять внимание коррекции деятельности детей.
Активизацию всех свойств внимания у детей с ЗПР необходимо осуществлять педагогам, дефектологам и психологам в учебно-коррекционном и воспитательном процессе.
Использованная литература:
- 1. Егорова Т.В. Особенности памяти и внимания у младших школьников отстающих в развитии. – М., 1993. 124 с.
- 2. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. – М., 1996. С.45-55.
- 3. Ильина М.Н. Коррекционные тесты для детей. – М., 1999. 225 с.
- 4. Блинова Н.Л. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М., 2004. 170 с.