Диагностика воспитания: уровни, критерии, методики
Матюхина Альбина Вячеславовна
Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы
Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой
Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.Она должна ориентироваться на следующие цели:
-внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
-определение результатов обучения;
-планирование последующих этапов учебного процесса;
-мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
-оптимизация процесса обучения.
Соответственно задачами диагностики являются:
-выявление относительного уровня развития учащихся;
-анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;
-выявление потенциальных возможностей развития.
Перечисленные задачи являются общими для диагностики.
Сущность педагогической диагностики - изучение результативности
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияет не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. Получить точный, конкретный результат процесса воспитания невозможно. Возникает вопрос, есть ли смысл изучать эффективность воспитательного процесса. Несомненно, ибо тогда теряется целенаправленность и целесообразность процесса воспитания. Он приобретает некую хаотичность и стихийность.
Приоритетной задачей школы на современном этапе является формирование всесторонне развитой личности, которое осуществляется в педагогическом процессе, в структуру которого входит и воспитательный процесс. Невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности воспитанника без педагогической диагностики, которая направлена на изучение индивидуальных особенностей воспитанников и социально-психических характеристик детского коллектива. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии воспитательного процесса, качестве воспитания и воспитанности воспитанников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие воспитательного процесса и воспитанников. Она необходима для оптимальной организации воспитательного процесса.
Так же диагностика помогает определить результативность и эффективность воспитательного процесса. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников. Что значит – изучать школьников? Зачем это изучение, что оно дает учителю? Как его проводить и использовать полученные сведения в работе?
Поэтому тема реферата актуальна и занимает важное место в работе педагоТеоретический анализ сложного учебно-воспитательного процесса подводит нас к необходимости выделить в педагогической диагностике три уровня познания: компонентную диагностику, структурную диагностику и системную диагностику.
Первый уровень называется компонентной диагностикой.
Компонентная диагностика - исследование отдельных компонентов более самостоятельной более или менее автономной структуры части педагогического процесса. Для педагогической диагностики такими существенными структурными составляющими являются: общее физическое развитие школьника, его социальное развитие, профориентационная направленность, воспитательная возможность классного коллектива, общие составляющие учебного процесса в классе и воспитательный потенциал семьи школьника.
Второй уровень называется структурной диагностикой.
Структурная диагностика - анализ результатов компонентной диагностики, и составляется соответствующее диагностическое заключение по каждой структурной части.
Третий уровень называется системной диагностикой.
Системная диагностика - анализ полученных результатов и выводов структурной диагностики, оформление научно обоснованного заключения.
Уровень системной диагностики позволяет не только выявлять основные связи Научно обоснованное заключение характеризует:
* существующую в данном классе (школе) систему образования и воспитания;
* функционирование педагогической системы во времени;
* существенные внутренние и внешние связи педагогической системы;
* перспективы педагогической системы;
* правильность выбранных средств и путей достижения педагогических целей.
внутри процесса, но и предсказать основные результаты формирования личности с учетом влияющих на этот процесс значимых факторов, т. прогнозировать, описывать изменения личности учащихся, которые могут произойти в будущем.
Нравственный мир личности младшего школьника характеризуется тремя уровнями: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень:
- глубокие и полные знания о нравственных ценностях, то есть умение выделить их основные и наиболее существенные характеристики, творчески применять полученные знания для организации и анализа своего поведения и поведения окружающих людей, умение устанавливать тесную связь нравственных знаний с поведением;
- эмоциональная окраска полученных знаний;
- наличие собственных оценочных суждений;
- чувства устойчивы, глубоки, осознанны, действенны, проявляется сочувствие;
- устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;
- устойчивая тенденция нравственного поведения.
Средний уровень:
- наличие определенного объема знаний о нравственных ценностях, умение выделить их существенные признаки, приводить примеры их проявления на практике;
- эмоциональная окраска знаний;
- наличие собственных, но иногда зависящих от ситуации оценочных суждений;
- устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;
- чувства осознанны, глубоки, проявляется сочувствие, но иногда и безразличие в зависимости от ситуации;
- устойчивая тенденция положительного поведения.
Низкий уровень:
- знания отрывисты, не всегда проявляется умение связать их с реальными проявлениями в жизни;
- эмоционально слабо окрашены;
- редки оценочные суждения о своем поведении и поведении окружающих людей, а иногда вообще отсутствуют в зависимости от внешних факторов;
- проявляется сочувствие на уровне намерения;
- нет устойчивой позиции по отношению к нравственным ценностям;
- имеются случаи частого проявления отрицательного поведения.
Критерии диагностики
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.
Целеполагание – процесс постановки педагогических задач и целей в соответствии с программно1 установкой общества на всестороннее развитие личности и с учетом конкретных социальных требований.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе.
Единство педагогических позиций и требований в учебно-воспитательной работе школы.
Внедрение в практику достижений педагогической науки.
В существующих многочисленных методиках диагностики качества обучения и воспитания школьников зачастую берутся критерии самой педагогической деятельности: ее содержание, направленность, качество исполнения, действенность влияния безотносительно к ребенку. Это непродуктивно: изучать ребенка и сам процесс его воспитания по разным показателям и разным методикам. Воспитанность школьника и есть основной показатель эффективности педагогической деятельности. Эта установка является отправной в теории современной педагогической диагностики. В сфере воспитания такая методика пока еще только намечается.
Определив объекты и главное направление диагностики учебно-воспитательного процесса, целесообразно установить критерии, по которым можно судить о качестве педагогической деятельности. В качестве критериев всегда выступает реальное осуществление той или иной работы, качество самой педагогической деятельности. Такими качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия на них. Затраченное время и силы педагогов, время и активность учащихся в процессе воспитательного акта, изменения воспитанности детей и педагогического мастерства их воспитателей, связь воспитательных мер с общей системой обучения и воспитания в школе.
Основное назначение критериев эффективности работы школы – определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности.
Наконец, диагностику должны осуществлять люди, которые к этому подготовлены. Иначе неизбежно в сам процесс изучения работы школы, учителя вносится ненужная нервозность, стремление утаить неполадки, недостатки или преувеличивать их значение.
Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.
Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведен в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен
Перечень основных критериев сводится к следующим:
Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
Уровень воспитанности (критерий факта).
Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
Подготовленность к жизни (критерий времени).
Критерий "открытости школы".
Критерий системности работы.
Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.
Методики диагностики
Полезными и значимыми являются сквозные диагностические методики,которые проводятся регулярно – не реже раза в год - и которые охватывают всех учащихся и всех педагогов, работающих в образовательном учреждении.
Такими методиками, отработанными в опыте школы, являются методики «Золотая рыбка», «Эллипс», «Прошлое, настоящее, будущее». Эти методики позволяют администрации и самим педагогам гораздо легче увидеть в целом картину ценностно-ориентационного поля коллектива, преобладающих видов направленности и степени удовлетворенности деятельностью, взаимоотношениями и самим собой каждого члена школьного коллектива.
Итак, рассмотрим кратко одну из методик и её применение.
Первая из представленных обобщенных диагностических методик – «Золотая рыбка» – носит вербальный характер и представляет собой по форме открытую анкету. Данная методика М. Рокича используется очень часто и в самых разных модификациях.
Вот один из вариантов использования данной методики «Золотая рыбка».
Проводится письменный анонимный опрос среди школьников всех классов и взрослых всех категорий, работающих с детьми. Опрашиваемым предлагается войти в воображаемую ситуацию: представить себе, что они поймали золотую рыбку, которая может осуществить любые три желания – и записать эти три желания на бумаге.
Результаты обрабатываются по классам, параллелям, возрастным группам (младшие школьники – 1-4 классы, младшие подростки – 5 –7 классы, старшие подростки – 8-9 классы, старшеклассники – 10-11 классы); суммируются результаты по методическим объединениям учителей (члены администрации школы и педагоги дополнительного образования также рассматриваются как отдельные категории обследуемых).
Для обработки полученных ответов удобно использовать следующую примерную схему, отражающую несколько основных групп ценностей на уровне актуальных желаний: 1) здоровье (свое собственное, родных и близких людей); 2) любовь и гармоничные отношения с близкими;
3) эмоциональное благополучие в семье; 4) материальное благополучие;
5) дружба со сверстниками, коллегами; 6) интересная, эмоционально насыщенная жизнь; 7) путешествия, отдых, развлечения; 8) интересная работа, успешная карьера; 9) разрешение глобальных проблем (мир во всем мире, экология); 10) фантастические желания.
При обработке каждое высказанное респондентами желание относится к одной из названных групп и суммируется количество указаний по каждой группе. Результаты удобно представить в таблице, где по вертикали даны группы желаний, а по горизонтали – группы опрашиваемых. Внутри образовавшихся на пересечении клеток указывается процент опрашиваемых от общего числа этой категории, указавших данное желание.
Таким образом, мы получаем зримую картину ценностей, целей, мотивов и установок членов коллектива. Сравнение результатов ежегодной диагностики покажет динамику формирования ценностно-ориентационного поля коллектива.
Диагностическая методика «Лесенка»
выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
1- 4 класс.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т. , а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
Методика «Цветик-семицветик» (составлена И.
выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.
Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу
Фамилия, имя Желание
для себя для родных и близких для класса и школы для всех людей
Антонова Аня 3 1, 2, 6 4,5 7
Методики диагностики сформированности коллектива
Методика «Наши отношения» (составлена по кн. : Фридман Л . и др . Изучение личности учащегося и ученических коллективов . М ., 1988)
выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть, выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
Наш класс очень дружный и сплоченный.
Наш класс дружный.
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
В нашем классе принято помогать без напоминания.
В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
В нашем классе не принято помогать друг другу.
В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (подготовлена Л.
изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:
9 8 7 6 5 4 3 2 1
Теплота взаимоотношений Холодность взаимоотношений. Сотрудничество Отсутствие сотрудничества Взаимная поддержка Недоброжелательность
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.
Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности.
(подготовлена профессором Л.
выявление мотивов учащихся в деятельности. Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 — привлекает очень сильно;
2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо;
О—не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
Интересное дело.
Общение с разными людьми,
Помощь товарищам.
Возможность передать свои знания.
Приобретение новых знаний, умений.
Возможность руководить другими.
Участие в делах своего коллектива.
Вероятность заслужить уважение товарищей.
Сделать доброе дело для других.
Выделиться среди других.
Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Я рассмотрела примеры только некоторых из методик по изучению личности учащегося. Помимо этого существует множество методик по диагностике сформированности ученического коллектива и методик для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.
Заключение
Сегодня невозможно представить воспитательно - образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно – образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.
С другой стороны существует школьный психолог, профессионал своего дела, в обязанности которого входит изучение новых методик диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания преподавателя о диагностике должны сводиться к умению правильно и вовремя применять разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, за информацией или советом учитель должен обращаться к школьному психологу, который должен взять на себя часть нагрузки по диагностической деятельности: ведь это его работа.
Использованные источники
Алиева Л. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания. // Внешкольник. – 2006. – 159 с
Байбородова Л. , Паладьев С. , Степанов Е. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 2004. - 35с.
Галкин С. - Дубна: Феникс+, 2006.
Ерофеева Т. Современные образовательные программы воспитания. // Москва, Академия, 2004. – 185 с.
Землянская Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / Е. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 406 с. — (Высшее образование). — Текст :
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого. - М. , 1991.
.Педагогическая диагностика : сущность, функции, перспективы . Б . Битинас, Л . Катаева . Педагогика . - 1991 . - №2
Педагогическая диагностика в школе. Под ред. , 2007. - 383-386с.
Педагогический терминологический словарь - С. Российская национальная библиотека. - 124с.
.Поддубская Г . Воспитательная работа в начальной школе . Педагогическая диагностика : методические указания . Г . Поддубская . Могилев : УО «МГУ им . А . Кулешова», - 2010
Фридман Л. , Пушкина Т. , Каплунович И. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М. , Просвещение, 1988
Шилова М. Вопросы диагностики и прогнозирования в воспитании учащихся.
Шилова М. Учителю о воспитанности школьников М. , 2000. - 157с.
Щукина Г. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М. , Педагогика, 1988Диагностика воспитания: уровни, критерии, методики.