Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя начальных классов

Баринова Наталья Михайловна
 
Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.
В.А. Сухомлинский
В 2014 году я взяла классное руководство над  первым классом. Конечно же, передо мной, как учителем начальных классов и классным руководителем, стояло множество задач. Но, расставляя приоритеты, наиболее важной задачей для меня является сохранение того детского здоровья  с которым  ко мне пришли ученики.
Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и социальную.
Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.
Социальная составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.
 
На начальном этапе я  проводила различные диагностические работы и мониторинги, анкетирование. Выявлялись дети и семьи, которым необходима помощь дополнительных специалистов(логопед, психолог).
 Анализируя данные, я понимаю что большинство детей страдают дефицитом внимания, 65%  детей являются выпускниками логопедических групп.
При этом, на момент поступления детей в первый класс, всего 3 ребенка занимались в системе дополнительного образования.
 Невозможно рассматривать здоровье ребенка как отдельно измеряемую единицу, в связи с этим я рассматривала три составляющих компонента.  При этом физическую составляющую я могу только укреплять (Закон РФ об образовании  273-ФЗ), а вот на психологическое и социальное составляющие я могу повлиять.
 Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия школьников следующие:
- поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
- социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
- доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
 
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция  на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление —все это помогает раскрыть способности учеников.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре­мени отрицательные факторы практически отсутствовали.
В своей работе я стараюсь:
- организовать работу в парах и группах (в рамках урока, внеурочной деятельности, тематических классных часах, так же индивидуальные поручения);
- мотивирую участие класса в спортивных соревнованиях, спортивных конкурсах «Папа, мама , я – спортивная семья», конкурсе-смотре военной песни, смотре строя,  концертах;
- организую проведение совместных праздников (родители, дети, учитель) Новый год, День Матери , День именинника;
- организую проведение мастр-классов ( родители и дети совместно делают поделку)
- совместные поездки и экскурсии, которые планируются (мониторинг востребованности посещения определенных музеев и памятных мест) совместно с родителями ;
-тематические классные часы (на тему  здорового образа жизни, нравственности, трудолюбия и другие)
- создание различных творческих работ по правилам дорожной безопасности.
Творческие способности заложены в каждом человеке с детства и сохраняются всю жизнь. Истории известно множество примеров, когда люди уже в довольно зрелом возрасте начинали заниматься творческими видами деятельности, например, рисовать и становились художниками, а больной человек излечивался не только от душевных болей, но и тяжёлых заболеваний. Арт-терапевты считают, что рисование является прекрасным средством для самопознания, формирования позитивного взгляда на жизнь, духовного и физического исцеления.
Тягу к рисованию многие испытывают на протяжении всей жизни, и очень часто это проявляется на бессознательном уровне. Например, у многих людей есть привычка рисовать во время разговора, в том числе и телефонного, а у школьников во время уроков.
Человеческий мозг  устроен так, что ему необходимы зрительные образы — язык образов человеку свойственен и органичен. Кроме того, когда человек «выводит каракули», чертит различные линии и фигуры, его организм полностью расслабляется. Это очень важно при усталости или потребности избавиться от какого-то внутреннего зажима, защититься от переизбытка информации.
За  четыре года я могу утверждать , что создание благоприятного психологического климата на уроке и развитие творческих способностей в коллективе положительно влияют на здоровье учеников.
 Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии и обязательно творчество.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач я применяю следующие  компоненты:
  • создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоя­тельному использованию разных способов вы­полнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику са­мому выбирать тип, вид и форму материала (сло­весную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
  • Использования художественного творчества в качестве арт-терапии.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо­лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Работу по формированию здорового образа жизни реализую через:
  • Образовательный процесс
  • Работу с родителями
  • Воспитательную работу
  • Работу с социумом
Во все процессы я включаю  художественную деятельность. Душевное и физическое здоровье тесно связаны. Нет только соматических или только психических заболеваний, а есть единый живой процесс в организме.
К сожалению,  здоровье и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна. Чаще для этого требуются  старания и соответствующая работа. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни. Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создаёт основу для ослабления психологической устойчивости, а затем и к болезням как следствию образа жизни, как расплате за свое «невежество».
Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»